Выставка достижений балетного хозяйства

В Москве раздали балетного «Оскара»

Приз Benois de la dance называют балетным Оскаром, но кто победил в этом состязании амбиций скорее худруков, нежели танцовщиков, не так уж и важно. Больший интерес здесь вызывает сама возможность воочию увидеть на сцене Большого своеобразную «выставку достижений современного балетного хозяйства». А заодно составить представление о тенденциях мирового балетного процесса.

По условиям конкурса члены жюри (каждый раз его состав меняется), выдвигают своих номинантов, которыми, как правило, оказываются танцовщики и хореографы из руководимых ими компаний. Так что не нужно быть Нострадамусом, чтобы угадать, кто вытянет счастливый билет.

В этом году наиболее влиятельной фигурой из членов жюри стал новый
балетный худрук Большого Сергей Филин. Сразу два его предполагаемых ставленника и вышли победителями. Лауреатом среди мужчин оказался солист «Стасика» Семен Чудин, а лучшим хореографом объявлен финн Йорма Эло. Впрочем, свои статуэтки победители, получили вполне заслуженно. Чудин — танцовщик экстра-класса, что он и подтвердил исполнением «Классического па-де-де» Гзовского — Обера во второй день фестиваля. А балет Йормы Эло и вправду выглядел, чуть ли не шедевром на фоне той безрадостной картины, что продемонстрировал нынешний «Бенуа».

Какая борьба за своих ставленников разгорелась на ночном заседани, свидетельствует и то, что все призы в конечном итоге раздвоились, а в номинации «Лучший танцовщик» даже разделились на трое. Призером в мужской номинации кроме Чудина, причем за свои прошлые заслуги, стал ещё кубинский танцовщик Роландо Сарабиа. Лауреат всевозможных международных конкурсов, покинувший остров Свободы, после того как власти отказались отпустить его в балет Хьюстона, подивил в «Дон Кихоте» отличными вращениями, но в силу возраста заметно уступал на вечере своим молодым конкурентам. Третьим же победителем Бенуа, обладателем спецприза в мужской номинации стал танцовщик фламенко Фернандо Ромеро из испанского Театра Лопе де Вега, взорвавший зал своей «Фаррукой».

В женской номинации приз так же разделился. Победительницей тут стала Бернис Коппьетерс, станцевавшая с солистом Королевского балета Швеции Оскаром Соломонсоном номер модного хореографа из Монте-Карло Жан-Кристофа Майо из жизни андрогинов “Altro canto” на музыку Монтеверди. Лауреатка предстала на сцене истиной фурией и мужененавистницей, готовой сожрать в любовном соитии, своего любовника облаченного в юбочку и панталоны.

О том, что победительницей станет ещё и китайская танцовщица Чжу Янь, можно было догадаться уже по тому с каким восторгом об успехах китайского балета (и вправду, совсем не мифических) на пресс-конференциях посвященных нынешнему Бенуа говорил председатель жюри Юрий Григорович. Впрочем, насколько хороша нынешняя лауреатка в классике, публика оценить так и не смогла, поскольку оба показанные китайцами номера оказались современными.

Один из них — “Outrenoir”, был недурен. Сочинитель его Иржи Бубеничек, бывший танцовщик Ноймайера, теперь обитает в Дрездене и сочиняет довольно выразительную хореографию. Что он и продемонстрировал во второй вечер фестиваля, открыв своим бессюжетным номером «Канон ре мажор» благотворительный гала-концерт «Звезды Бенуа де ла Данс — лауреаты разных лет». Главным событием здесь стало выступление Владимира Малахова и Леонарда Яковина (Берлинский государственный балет) в дуэте из балета «Караваджо», в котором хореограф Мауро Бигонцетти на редкость удачно сумел передать дух творчества великого итальянского художника. Но порадовали так же Хоакин де Люз и Эшли Боудер (Нью-Йорк Сити балет) образцово-показательно исполнившие хореографию Баланчина и Роббинса.

Не удивительно, что и среди хореографов приз не попал в одни руки. Удивил результат. Темной лошадкой и вторым лауреатом Бенуа в этой номинации стала бельгийская пара — основатель компании «Человек с востока» Сиди Ларби Шеркауи и его помощник Дамьен Жале. Последний собственной персоной и представлял номер-победитель под названием «Слова». Однако, кроме того, что его партнерша Навала Чодари вышла на сцену Большого театра с обнаженной грудью (нашли, чем удивить), сказать об этом не слишком изобретательном сочинении собственно и нечего.