Осколки хореографии

В Москве вручили приз Benois de la Danse

Benois de la Danse — один из старейших международных балетных призов: он вручается с 1991 года. За девятнадцать лет в его орбиту попали практически все важнейшие герои балетного мира. Поэтому на очередное вручение награды в Большом театре съехался бомонд деятелей хореографии со всего мира.

Как это ни странно с точки зрения российского зрителя, который на вручении нынешнего Benois de la Danse в очередной раз доказал, что для нас балет вполне может претендовать на место важнейшего из искусств, во всем остальном мире танец — явление гораздо более камерное и скромное. Поэтому монстрами типа «Грэмми» не отмечен, а частные международные награды исчезают, кажется, чаще, чем появляются. На этом фоне Benois de la Danse радует своей жизнеспособностью и стабильностью, которых сложно было ожидать от детища перестроечной Москвы. Борьба за существование была нелегкой: в этой награде странным казалось все — от названия, отсылающего к художнику Бенуа (теперь покровительство этого имени выглядит особенно удачным), до совершенно неясной системы выдвижения номинантов и способа выбора лауреатов. Тем не менее сами балетные звезды доказали необходимость этой награды: из года в год они приезжают на Benois танцевать благотворительно. А для публики двухдневный мини-фестиваль оказывается одним из самых ярких событий сезона: Москве, несмотря на преданную любовь к балету, по-прежнему далеко до звания гастрольной столицы, и это почти единственный способ увидеть хотя бы осколки того, что творится в мире хореографии. 

Не исключено, что именно концертная фрагментарность представления лауреатов и в этот раз вызвала недоумение некоторыми решениями жюри под неизменным председательством Юрия Григоровича. Но благодаря Benois на этот раз удалось увидеть фрагмент новой постановки Сиди Ларби Шеркауи, любимца крупнейших европейских фестивалей, который почти неизвестен в Москве. Несмотря на то что современной хореографии изъятие куска из контекста спектакля обычно идет не на пользу (именно так произошло с балетами Йормы Эло «Затачивая до остроты» и «Сон в летнюю ночь»), дуэт из совместной постановки Шеркауи и Дамьена Жале «Вавилон» оказался цельным и лишенным водянистой красивости. Дуэт Шеркауи — Жале и Эло и были признаны жюри лучшими хореографами года.

Жюри вообще оказалось на этот раз щедрым на награды. Среди танцовщиков призы достались троим номинантам: Семену Чудину из Театра Станиславского и Немировича-Данченко по совокупности выступлений аж в трех балетах («Эсмеральда», «Затачивая до остроты», «Маленькая смерть»), кубинцу Роландо Сарабио, станцевавшему «Дон Кихот» в Майами, и исполнителю фламенко Фернандо Ромеро, которого можно назвать открытием нынешнего Benois — его соло из спектакля собственной постановки «Где любовь встречается со смертью» сочетало безупречную форму с энергией, страстью и значительностью, которых хватило бы и на двух остальных лауреатов.

Если бы не безликая хореография, еще одним открытием этого года могла бы стать китаянка Чжу Янь, разделившая звание лучшей балерины с Бернис Коппьетерс, уникальной примой Балета Монте-Карло. Награжденная за главную роль в «Шехеразаде» Жан-Кристофа Майо, в Москве Коппьетерс танцевала фрагмент другого его балета — Altro Canto. Это традиционная проблема Benois, не добавляющая сочувствия решениям жюри: нередко в концертах претенденты исполняют совсем не тот репертуар, за который выдвигаются на награждение. Но когда на сцену выходит балерина такого масштаба, и случается традиционно чудо Benois — порядок присуждения наград и протокольные правила оказываются второстепенными перед возможностью видеть великий балет.