Статьи
«„Бенуа де ла Данс“ стал глотком свежего воздуха для балета в России»

GZT,ru
Педагог, балетмейстер-репетитор Большого театра Людмила Семеняка рассказала GZT. RU, что отличает награду «Бенуа де ла Данс» от остальных балетных призов, о своем восприятии современного балета и требованиях к своим ученикам, балетным звездам Светлане Захаровой и Николаю Цискаридзе.

24 мая на Новой сцене Большого театра в 19-й раз будет вручен балетный приз «Бенуа де ла Данс», который называют балетным «Оскаром». Его лауреатов определит жюри под председательством известного хореографа Юрия Григоровича. Церемонию награждения украсит благотворительный концерт номинантов Бенуа-2011. На следующий день в Большом состоится благотворительный гала-концерт «Звезды „Бенуа де ла Данс“- лауреаты разных лет». «Бенуа де ла Данс» удается практически невозможное- собрать лучших представителей самого эфемерного из искусств со всего мира.

В нынешнем году балетоманы увидят худрука Берлинского государственного балета Владимира Малахова, солистов Нью-Йорк Сити балет, Баварского и Венского государственных балетов, и такую редкость, как танцовщиков Национального балета Китая.

Людмила Семеняка, в прошлом — прима Большого, сейчас- балетмейстер-репетитор, состоявшая в жюри «Бенуа» (каждый год оно меняется), рассказала GZT. RU о фестивале, важности традиций русского балета и своих учениках.

Людмила Ивановна, что отличает «Бенуа де ла Данс» от остальных балетных конкурсов?

«Бенуа де ла Данс»- не конкурс. На этом форуме нет соревнования или конкуренции. Есть только желание лауреатов и остальных его участников представить свое искусство. Ведь помимо награждения лауреатов, в программу форума входят концерты звезд балета, запоминающиеся своей особой атмосферой. Организаторы всегда стараются показать в них тех, кто делает что-то необычное. Например, я никогда не забуду постановки Начо Дуато и Анджлена Прельжокажа.

Их труппы не могли просто приехать в Москву на гастроли или выступить в рамках балетного фестиваля?

Когда появился «Бенуа де ла Данс», мы видели очень мало зарубежных артистов: в России не было таких грандиозных балетных фестивалей, как сейчас, и к нам не приезжало столько солистов. «Бенуа де ла Данс» первым показал весь спектр развития мирового балета. Из выступлений артистов, приезжавших из разных стран, складывалась картина того, что происходит в балетном мире. Это был приток свежего воздуха, он освежил и обогатил балетную палитру, которая существовала в тот момент в России. «Бенуа де ла Данс» сыграл важную историческую роль, сразу задал высокую планку, и сохраняет этот уровень многие годы. Среди лауреатов немало талантливых артистов, а концерты фестиваля по-прежнему отражают главные события, случившиеся в балетном мире за год.

Вы работали в жюри этот форума?

Юрий Николаевич Григорович пригласил меня участвовать в работе жюри, когда «Бенуа» проходил в столице балета Штутгарте. Мне предложили представить своего номинанта, и я, не задумываясь, представила Нину Копцову, которая тогда только начинала свою карьеру. Этот выбор был не случаен, мне виделось, что Нину ждет большое будущее.

В жюри входили представители балетной элиты, и каждый из них откровенно высказывал свое мнение о номинантах. Это был откровенный разговор: конкретный, яркий и абсолютно независимый.

Чтобы организовать такой форум, нужно было приложить много энергии и иметь отличный вкус. Для балетного мира «Бенуа де ла Данс» стал настоящим праздником.

За кого из номинантов 2011 года вы будете болеть?

Прежде всего, за русских танцоров. Но я- человек интернациональный, поэтому буду болеть и за сам «Бенуа де ла Данс». Интернационализм всегда был одной из традиций русского балетного театра. По-моему, неслучайно для этого приза выбрано имя Александра Бенуа.

Что интересно вам в балете, и чего вы ждете от современного балетного искусства?

Для меня в балете интересна и важна самобытность танца. Талантливый балетмейстер всегда вносит в хореографию черты такой самобытности. Я не ретроградка, но мне бы хотелось, чтобы в России продолжалась традиция спектаклей, на которых артисты балета растут как актеры. Мечтаю, что в балете когда-нибудь соединяется большая драматургия, крупные музыкальные формы и абсолютно современный стиль.

Как вы относитесь к современной хореографии?

Я могу принять новые, совершенно неожиданные вещи. Но смотрю что-нибудь, и как будто сразу проверяю: соответствует ли это моему представлению об эстетическом и нравственном совершенстве.

Нужна ли русскому балету «прививка» современного стиля?

Хочется, чтобы русское искусство не боялось новых форм, отражало современность, но в то же время сохраняло лучшие достижения традиции. Мне кажется, что сейчас из-за обилия информации у многих людей в балетном мире происходит некоторое смешение в головах. Я против сильного взаимодействия и проникновения даже очень интересных идей друг в друга. Лучше постепенно развивать то, что досталось нам в наследство.

Понравился ли вам балет Алексея Ратманского «Утраченные иллюзии», премьера которого недавно состоялась в Большом?

Алексей Ратманский- один из самых ярких представителей современного балетного театра. Ратманский доказывает это, даря зрителям чудесные спектакли. Он награжден призом «Бенуа де ла данс» как балетмейстер, эта премия не обошла его яркий талант.

Чему вы пытаетесь научить танцовщиков, с которыми работаете?

Полной самостоятельности мышления. Я стремлюсь к тому, чтобы мы с учениками понимали друг друга и говорили на одном языке, независимо от того, работаю я с одной из ярчайших звезд- балериной Светланой Захаровой, или с Дашей Хохловой, которая только начинает свой путь в искусстве. Если у нас есть взаимопонимание, мы чего-то добиваемся.

Мне кажется, танцовщики нового поколения, должны быть объединены общей идеей. Для нашего поколения это были идея искусства, балетмейстера, театра, России, мирового балета. Мне кажется, об этом нужно говорить сейчас, когда уходят учителя, люди, которые подарили нам традиции русского искусства. С нами нет Улановой, Семеновой, Чибукиани… Но с нами, слава Богу, есть великий Григорович, который продолжает нас дарить своими идеями.

Ольга Романцова, 6.05.2011





СтатьиСтатьи
Copyright © 2002—2017 Центр Бенуа
benois@theatre.ru