Статьи
«Бенуа де ла Данс-2010» объединил все эпохи балета

GZT. ru
Жюри приза «Бенуа де ла данс» не выбрало лучшего хореографа. Зато наградило не одного, а двух лучших танцовщиков- Дэвида Холберга (American Ballet Theatre) и Тьяго Бордена (Гамбургский балет).

В нынешнем году фестиваль балета ?Бенуа де ла данс? отметил совершеннолетие. Статуэтку работы скульптора Игоря Устинова, принадлежащего семье Бенуа, вручили в 18-й раз. Церемония прошла быстро и по-деловому. Но интереснее всего в ?Бенуа? не церемония, а два балетных гала-концерта в первый и во второй день фестиваля (в этот раз- 18 и 19 мая), на который съезжаются прославленные танцовщики со всего мира. Он становится событием московского балетного сезона и окном в танцевальную Европу.

Черно-белая церемония

Девизом нынешней церемонии ?Бенуа де ла данс?, проходившей на Новой сцене Большого театра, могла бы стать фраза ?краткость- сестра таланта?. В рекордно короткий срок организаторы успели наградить лауреатов двух лет: нынешнего года и прошлого, 2009-го. Церемония была организована по-балетному четко: слева- оркестр и кресла для жюри, справа- трибуна для ведущих (Святослава Бэлзы и певицы ?Геликон-Оперы? Марии Максаковой) и места для номинантов. В центре- огромный видеоэкран, на котором демонстрировали фрагменты их работ. Участники церемонии, включая ведущих, выбрали строгую, черно-белую гамму одежды.

Не все места номинантов были заполнены: многие хореографы не смогли приехать в Москву. Сусанна Лейнонен недавно родила дочь, Дэвид Доусон порвал оба сухожилия, большинство не сумело выкроить время из-за напряженного графика работы. Зато танцовщики и танцовщики были практически все.

К ним и жюри отнеслось более благосклонно: утонченный Дэвид Холберг получил ?Бенуа? за лучшее исполнение классики, импульсивный Тьяго Борден- за незаурядный актерский талант, не мешающий совершенной пластической форме. Лучшей танцовщицей стала француженка Элен Буше (Гамбургский балет) за свою воздушную, почти бесплотную Эвридику (?Орфей? Стравинского).

Три поколения балета

Аплодируя лауреатам, зрители ждали главного события ?Бенуа?- концертов. Они позволяют увидеть все лучшее, что случилось в балетном мире за сезон. На этих концертах представители лучших балетных компаний мира танцуют фрагменты спектаклей и хореографические миниатюры. По словам примы-балерины Мариинского театра Ульяны Лопаткиной, жизнь зарубежных танцовщиков организована так, что даже выезжая куда-нибудь на концерт, они могут показывать только фрагменты из спектаклей, которые сейчас исполняют. У них не остается времени, чтобы подготовить что-то новое.

Концерты стали экскурсом в историю хореографии. Он соединил классику, современную и ультрасовременную хореографию, наглядно показав особенности российского и европейского балета. У нас его краеугольным камнем остается виртуозное исполнение классики и верное следование традициям. На западе классику тоже исполняют, однако визитной карточкой служат скорее балеты неоклассиков, и ныне живущих хореографов ХХ века: Джона Ноймайена, Ханса ван Манена, Ролана Пети. Но есть еще и новейшая хореография- постановки Сусанны Лейнонен и Теренса Хохлера.

От ?Эсмеральды? до абстрактных композиций

Россию представляли изысканная ?Эсмеральда?, похожая на ожившую пастораль XVIII столетия с героями в античных туниках, кордебалетом, выстраивающимся в геометрические линии, и невероятно прыгучим Иваном Васильевым, лауреатом ?Бенуа? за прошлый год. Также- любимое балетоманами ?Па-де-де? из балета ?Дон-Кихот? с классическими 32-мя фуэтэ (их исполняла Мария Александрова), фрагменты балетов ?Корсар? и ?Шурале?. Классика в чистом виде, в которой любая эмоция героев может быть выражена только в рамках отточенной и совершенной формы.

Европейская неоклассика, в отличие от нее, дает гораздо больше простора для эмоций. Элен Буше, танцевавшая главную героиню ?дамы с камелиями? Ноймайера, переживала судьбу своей героини с такой самоотдачей, что у нее могли бы поучиться многие драматические актрисы. Ана Вихерьяранте и Александр Жембровский из Национального балета Нидерландов в коротком балете Ханса ван Манена ?Три гносьенны? были легки, как две бесплотные тени. А номер 46-летнего Мануэля Легри из Парижской оперы ?Портрет?? напоминал полноценный монолог, в котором мысли высказаны не словами, а через движения.

Причудливые хореографические композиции молодых хореографов, которые используют минималистическую музыку, порой похожую на скрипы, шорохи и трески, и создают движения, не похожие на классические образцы, отечественных балетоманов скорее удивили, чем образовали. Но даже их поразила масштабность балетной картины, представленной на концертах ?Бенуа?.

www.gzt.ru

Ольга Романцова, 21.05.2010





СтатьиСтатьи
Copyright © 2002—2017 Центр Бенуа
benois@theatre.ru