«Бенуа де ла Данс-2010» объединил все эпохи балета

Жюри приза «Бенуа де ла данс» не выбрало лучшего хореографа. Зато наградило не одного, а двух лучших танцовщиков- Дэвида Холберга (American Ballet Theatre) и Тьяго Бордена (Гамбургский балет).

В нынешнем году фестиваль балета ╚Бенуа де ла данс╩ отметил совершеннолетие. Статуэтку работы скульптора Игоря Устинова, принадлежащего семье Бенуа, вручили в 18-й раз. Церемония прошла быстро и по-деловому. Но интереснее всего в ╚Бенуа╩ не церемония, а два балетных гала-концерта в первый и во второй день фестиваля (в этот раз- 18 и 19 мая), на который съезжаются прославленные танцовщики со всего мира. Он становится событием московского балетного сезона и окном в танцевальную Европу.

Черно-белая церемония

Девизом нынешней церемонии ╚Бенуа де ла данс╩, проходившей на Новой сцене Большого театра, могла бы стать фраза ╚краткость- сестра таланта╩. В рекордно короткий срок организаторы успели наградить лауреатов двух лет: нынешнего года и прошлого, 2009-го. Церемония была организована по-балетному четко: слева- оркестр и кресла для жюри, справа- трибуна для ведущих (Святослава Бэлзы и певицы ╚Геликон-Оперы╩ Марии Максаковой) и места для номинантов. В центре- огромный видеоэкран, на котором демонстрировали фрагменты их работ. Участники церемонии, включая ведущих, выбрали строгую, черно-белую гамму одежды.

Не все места номинантов были заполнены: многие хореографы не смогли приехать в Москву. Сусанна Лейнонен недавно родила дочь, Дэвид Доусон порвал оба сухожилия, большинство не сумело выкроить время из-за напряженного графика работы. Зато танцовщики и танцовщики были практически все.

К ним и жюри отнеслось более благосклонно: утонченный Дэвид Холберг получил ╚Бенуа╩ за лучшее исполнение классики, импульсивный Тьяго Борден- за незаурядный актерский талант, не мешающий совершенной пластической форме. Лучшей танцовщицей стала француженка Элен Буше (Гамбургский балет) за свою воздушную, почти бесплотную Эвридику (╚Орфей╩ Стравинского).

Три поколения балета

Аплодируя лауреатам, зрители ждали главного события ╚Бенуа╩- концертов. Они позволяют увидеть все лучшее, что случилось в балетном мире за сезон. На этих концертах представители лучших балетных компаний мира танцуют фрагменты спектаклей и хореографические миниатюры. По словам примы-балерины Мариинского театра Ульяны Лопаткиной, жизнь зарубежных танцовщиков организована так, что даже выезжая куда-нибудь на концерт, они могут показывать только фрагменты из спектаклей, которые сейчас исполняют. У них не остается времени, чтобы подготовить что-то новое.

Концерты стали экскурсом в историю хореографии. Он соединил классику, современную и ультрасовременную хореографию, наглядно показав особенности российского и европейского балета. У нас его краеугольным камнем остается виртуозное исполнение классики и верное следование традициям. На западе классику тоже исполняют, однако визитной карточкой служат скорее балеты неоклассиков, и ныне живущих хореографов ХХ века: Джона Ноймайена, Ханса ван Манена, Ролана Пети. Но есть еще и новейшая хореография- постановки Сусанны Лейнонен и Теренса Хохлера.

От ╚Эсмеральды╩ до абстрактных композиций

Россию представляли изысканная ╚Эсмеральда╩, похожая на ожившую пастораль XVIII столетия с героями в античных туниках, кордебалетом, выстраивающимся в геометрические линии, и невероятно прыгучим Иваном Васильевым, лауреатом ╚Бенуа╩ за прошлый год. Также- любимое балетоманами ╚Па-де-де╩ из балета ╚Дон-Кихот╩ с классическими 32-мя фуэтэ (их исполняла Мария Александрова), фрагменты балетов ╚Корсар╩ и ╚Шурале╩. Классика в чистом виде, в которой любая эмоция героев может быть выражена только в рамках отточенной и совершенной формы.

Европейская неоклассика, в отличие от нее, дает гораздо больше простора для эмоций. Элен Буше, танцевавшая главную героиню ╚дамы с камелиями╩ Ноймайера, переживала судьбу своей героини с такой самоотдачей, что у нее могли бы поучиться многие драматические актрисы. Ана Вихерьяранте и Александр Жембровский из Национального балета Нидерландов в коротком балете Ханса ван Манена ╚Три гносьенны╩ были легки, как две бесплотные тени. А номер 46-летнего Мануэля Легри из Парижской оперы ╚Портрет┘╩ напоминал полноценный монолог, в котором мысли высказаны не словами, а через движения.

Причудливые хореографические композиции молодых хореографов, которые используют минималистическую музыку, порой похожую на скрипы, шорохи и трески, и создают движения, не похожие на классические образцы, отечественных балетоманов скорее удивили, чем образовали. Но даже их поразила масштабность балетной картины, представленной на концертах ╚Бенуа╩.

www.gzt.ru