Виченца — столица балета

Театр Коммунале

Gerard Mannoni. Vicenza capitale de la danse

Известный на весь мир своим театром, к постройке которого приложил руку великий Палладио, и своим впечатляющим культурным наследием, итальянский город Виченца можно было назвать в этот вечер столицей балета — там проходил гала-концерт «Бенуа де ла Данс» (Benois de la Danse). Под сводами великолепного современного здания театра Коммунале выступили лучшие представители сегодняшнего балета. Захватывающее зрелище.

Проект «Бенуа» родился в 1991 году в Москве, в Большом Театре, по инициативе Международного союза деятелей хореографии. Приз «Бенуа» можно сравнить с наградами «Оскар», «Мольер» или «Сезар». Он присуждается деятелям мирового балета, — хореографам, танцовщикам, художникам, педагогам-репетиторам и руководителям балетных трупп. Ежегодный гала-концерт уже проходил не только в Москве, но и в Париже, Варшаве и Берлине. На фестивале можно встретить как многих лауреатов разных лет, так и вновь избранных обладателей Приза.

В этом году яркое и зрелищное событие проходило в красивейшем итальянском городе Виченца, в самом сердце провинции Венето. Главная Зрелищная комиссия Министерства Культуры, провинция Венето, дирекция театра Коммунале, Артевен, Общественная организация по Культуре и Сценическому искусству объединили свои усилия и в едином порыве способствовали замечательному успеху вечера.

Гала-концерт состоялся не в известном театре Олимпико, построенным по проекту Палладио. Этот театр считается первым примером крытого европейского театра. Уникальный в своём роде театр, в котором декорации на сцене представляют собой целый городок из пяти расходящихся улиц. Местом действия стал новый, очень красивый театр Коммунале, открытый в 2007 году, с просторным, удобным изменяемым залом на 900 мест. Наиболее важные театральные постройки в городе, богатом культурными традициями, были разрушены во время бомбардировок в 1944 году.

Мари-Аньес Жило в Диве

В разнообразной программе, изобилующей соло и па-де-дё, есть несколько моментов, на которые стоит особо обратить внимание. Из первой части, например, сразу запомнилось соло «Дива» Каролин Карлсон в исполнении Мари-Аньес Жило, звезды Парижской национальной Оперы. Это очень сильный, выразительный номер, поставленный на музыку арии из «Джоконды» Понкьелли в исполнении Марии Каллас. Хореография передана с большим талантом в остро индивидуальной манере этой замечательной балерины.

В начале вечера звёзды Большого Театра, Надежда Грачёва и Руслан Скворцов, станцевали фрагмент из «Сильфиды». Их выступление было не столь интересным, несмотря на прекрасные антраша и лёгкость Скворцова. Что касается Грачёвой, ей явно нехватает бестелесности и изящества. Затем было Адажио из «Бриллиантов», части балета Дж. Баланчина «Драгоценности», в исполнении неповторимой Ульяны Лопаткиной, звезды Мариинского театра. Всё в ней прекрасно и исполнено исключительного артистизма, что она ещё раз потом доказзала во второй части гала, в «Умирающем лебеде». Она — одна из величайших балерин нашего времени, а партнёром её был замечательный мастер — Евгений Иванченко, прекрасный пример сочетания силы и техники, типичный для великой школы русского мужского танца.


Алессио Карбоне в Арепо

Огромный успех выпал на долю ведущего танцовщика Парижской Оперы Алессио Карбоне, который исполнил соло Мориса Бежара «АРЕПО». Он с большим энтузиазмом был встречен своими соотечественниками, впрочем, вполне заслуженно. Карбоне превосходный артист, динамичный, блестящий, тёплый и всегда хорошо входящий в роль, будь то классический или современный танец. Не менее убедительно смотрелся он и во второй части концерта, в па-де-дё из балета «Дети Райка» в постановке Хосе Мартинеса в паре с уверенной, очаровательной Орелией Белле, солисткой Парижской Оперы.

Хотелось бы немного больше поэзии и чувственности в па-де-дё из «Манон» МакМиллана, исполненном Тамарой Рохо и кубинским артистом Карлосом Акостой, виртуозом, который в конце вечера получил свой, «Бенуа де ла Данс» за 2008 год из рук Юрия Григоровича и Алессандры Ферри. Прекрасно было в первой части программы и выступление Игоне де Йон и Кейси Хёрда в оригинальном номере Voorbijgegaan хореографа Руди ван Данцига который они исполнили технично, внутренне наполнено и трогательно.

В начале второй части мы снова увидели Грачёву и Скворцова в финальным па-де-дё из балета «Спящая красавица», где они показали настоящий стиль в истинно русской традиции — энергичный, блестящий и точный. Затем мы увидели прекрасный современный номер Портрет…, Патрика де Бана, поставленный им для Мануэля Легри на музыку смерти Дидона Пёрсела. Это превосходно выстроенный номер, музыкально поставленный, глубоко отражающий, как музыку, так и индивидуальность танцовщика, к тому же, — в чём сомневаться не приходится, — мастерски исполненный Легри.

Видную роль в концерте занимали представители Франции. Мы любовались очень красивым па-де-дё из балета «Дама с камелиями» Ноймайера в исполнении Аньес Летестю и Эрве Моро; оба — замечательные представители французской школы с её изысканной утончённостью и совершенной элегантностью, равно как высокой техникой и чувством театра.

Сильное впечатление произвёл также дуэт Иржи Бубеничека «Далёкие в близости», исполненный самим хореографом и Мари-Аньес Жило. Влюблённая пара, охваченная страстью, избыток чувств, ссоры и примирения, нежность и жестокость. Прекрасный, захватывающий номер с очень продуманной хореографией.

Лопаткина и её завораживающий «Умирающий лебедь»

Однако небольшое разочарование вызвало выступление Тамары Рохо в па-де-дё в спальне из «Кармен» Ролана Пети. К несчастью, балерина совершенно не уловила стилистических особенностей и оригинальности хореографии, несмотря на выразительность её партнёра — Ленса Чанга — артиста, хорошо знакомого Ролану Пети.

Именно во второй части вечера можно было наслаждаться поистинне волшебным «Умирающим лебедем» в исполнении Лопаткиной. Изумительные руки, едва заметный трепет и особая аура, которую придаёт этому номеру молодость артистки, — ведь чаще всего «Умирающего лебедя» танцуют балерины, карьера которых подходит к концу, они уже не могут прыгать, но ещё мастерски двигают руками и изящно передвигаются на пуантах.

Этот вечер запомнится надолго по многим причинам, — в зале сидели известные деятели искусства и политики; на сцену выходили Юрий Григорович и великая итальянская звезда балета Алессандра Ферри; праздничная атмосфера царила в прекрасном зале театра, заполненного знатоками балета, которые не стеснялись выражать свой восторг.