«Бенуа де ла данс» — созвездие мирового балета

На Новой сцене Большого театра в Москве 6 мая состоится 16-я церемония вручения престижных наград «Бенуа де ля данс» и гала-концерт лауреатов балетного приза 2008 года. На следующий день там же пройдет концерт лауреатов разных лет. О предстоящем знаменательном событии в мире балетного искусства РИА Новости рассказывает арт-директор приза «Бенуа де ла данс» Нина Кудрявцева-Лури.

 — Что представляет собой «Бенуа де ла данс»? Какие традиции сохранились, а что за 16 лет существования премии изменилось?

 — Международный балетный приз «Бенуа де ла данс» был создан в 1992 году Международной ассоциацией деятелей хореографии под председательством Юрия Николаевича Григоровича, который остался художественным руководителем этой программы до сих пор. Приз был задуман в некоторой степени как альтернатива молодежным конкурсам. Но все-таки это конкурс звезд. Организаторы ставили перед собой задачи показать все самое лучшее, произошедшее в балетном мире за минувший год, а также соединить между собой разные различные школы, разные театры — из этого иногда получаются интересные новые творческие союзы. Есть и благотворительная цель: часть средств от сборов идет в пользу ветеранов балета.

29 апреля 1992 года, в день рождения великого балетного реформатора Жана Жоржа Новера, были вручены самые первые призы. Список лауреатов тогда открыли немецкий хореограф Джон Ноймайер, русская балерина Надежда Грачева и два танцовщика — аргентинец Хулио Бокка и датчанин Александр Кельпин. Они первыми получили статуэтку, изображающую танцующую пару. Автором приза стал представитель семьи Бенуа — парижский скульптор Игорь Устинов.

Приз предусматривает три главных номинации: «Лучшая работа хореографа», «Лучшая танцовщица» и «Лучший танцовщик». В 2000 году была введена новая номинация «За служение искусству». Ежегодно собирается международное жюри, состоящие из самых авторитетных деятелей хореографии, которое и определяет имена тех, кто, по мнению каждого члена жюри, представил самое интересное в области хореографии. 

В задачу организаторов входит сбор видеоматериалов работ, представленных на соискание премии, и их рассылка членам жюри, которые просматривают эти материалы и затем, собравшись вместе накануне вручения приза, называют имена лауреатов. Эта схема остается неименной. Но географические рамки жюри «Бенуа де ла данс» расширяются с каждым годом. Например, в этом году добавилась Япония, представителей которой в жюри не было, пока мы не отыскали Асами Маки — прекрасную танцовщицу, художественного руководителя балета и хореографа Нового национального театра Токио. Поэтому в 2008 году в программе участвуют несколько японских танцовщиков, один из которых будет представлять хореографию художественного руководителя Бирмингемского королевского балета Дэвида Бинтли.

 — Юрий Григорович остается неизменным председателем жюри. Трудно ли формировать остальную «команду» тех, кто определяет лауреатов?

 — Должна сказать, что собирать каждый год новое жюри — не очень легкая задача, потому что не так много людей определенного уровня находит возможность принять участие в дискуссии и вырваться на эти два-три дня в Москву. Год от года престиж приза растет, поэтому члены жюри чувствуют большую ответственность за свои номинации и не хотят опускать эту планку. В этом году в жюри вошли две звезды международного уровня — Хулио Бокка и Алессандра Ферри.

 — Кто из хореографов в нынешнем году выдвинут на премию «Бенуа де ла данс»?

 — В этом году это четыре хореографа: уже упомянутый Дэвид Бинтли, Жан-Кристоф Майо, Керк Питерсон и Ана Мария Штекельман. Интересно, что все четверо номинированы за полнометражные балеты, несмотря на бытующее мнение, что время таких балетов ушло. Причем три работы поставлены по произведениям высокой литературы: «Фауст», «Отелло» и «Сирано». Это еще раз доказывает, что балет «умеет» соединяться с литературой.

 — А кого из танцовщиков предполагается представить к награде?

 — Танцовщиков, как и балерин в этом году будет пятеро. Это Карлос Акоста, танцующий партию Спартака в хореографии Юрия Григоровича в Большом театре; звезда американского балета Марсело Гомес; лауреат Московского международного конкурса балета Денис Матвиенко; Юрий Смекалов из театра Эйфмана, танцующий роль Тригорина в «Чайке»; и Лукас Олив, представляющий Балет Аргентины.

Что касается балерин, то к награде представлены очень сильные исполнительницы: Элеонора Аббаньято из Парижской оперы, Тамара Рохо из Королевского балета Великобритании, прима-балерина Гамбургского балета Сильвия Аццони, звезда Американского театра балета Джилиан Мерфи и Сесилия Фигаредо из Балета Аргентины.

 — В этом году в списке танцовщиц нет российских имен. Были ли предложения номинировать кого-либо из наших исполнительниц?

 — Каждый член жюри предлагает свои кандидатуры. Ни в одной номинации наших танцовщиц не было, что, конечно, жаль.

 — Каково, на Ваш взгляд, сегодняшнее состояние мирового балета?

 — Превалирует техника. В свое время Галина Сергеевна Уланова мне сказала: «Утеряно чувство стиля». Когда утрачивается стиль, и когда все танцуется совершенно одинаково, скажу вам честно, это очень грустно. Но я думаю, что на нашем гала-концерте будут представлены абсолютно разные стили, потому что выступят лучшие представители разных школ самого высокого уровня.

 — Можете ли Вы рассказать о программе гала-концертов 6 и 7 мая?

 — В концерте лауреатов этого года 6 мая примут участие все номинанты, которых я назвала. Как всегда, это будет очень интересно. Например, в прошлом году на церемонию награждения приехала Катья Вюнше из Штутгартского балета. Она показала такую яркую и интересную работу, что в этом году мы пригласили ее участвовать во втором концерте 7 мая — на сей раз она будет танцевать дуэт.

Второй гала-концерт, в котором примут участие лауреаты «Бенуа де ла данс» разных лет, также обещает быть очень интересным. Например, Николай Цискаридзе и Светлана Лунькина впервые в Москве станцуют «Гибель розы» — знаменитый номер Ролана Пети. Надя Грачева тоже готовит сюрприз — она собирается выступить в современной хореографии соло. Галя Степаненко представит в па-де-де из «Корсара» нового партнера — Павла Дмитриченко, а Люсия ля Карра вместе с Сирилем Пьером станцуют последний дуэт из «Дамы с камелиями» Ноймайера. Марсело Гомес и Джули Кент исполнят адажио из «Отелло». В первом гала-концерте их мы тоже увидим — они станцуют дуэт “C. to C.“ („Close to Chuck” или «Рядом с Чаком») очень интересного финского хореографа Йормы Эло.

Кроме того, 7 мая мы увидим танго в исполнении Сесилии Фигаредо и Джонатана Люхана в постановке Аны Марии Штекельман, а Денис Матвиенко и Джули Кент станцуют па-де-де.

Номинация премии «За служение искусству» посвящена Морису Бежару. В его память будут исполнен номер «Арепо» (это обратное прочтение слова «опера»), который станцует Алессио Карбоне, солист Парижской оперы.

 — А чем стал «Бенуа де ла данс» для Вас?

 — Это, можно сказать, мой второй ребенок. 16 лет назад нам с Региной Никифоровой было поручено придумать концепцию этой балетной премии, которая потом стала частью нашей жизни — и ее и моей.

Можно сказать, что надежды, которые мы связывали с «Бенуа», более чем оправдались. Когда все только начиналось, мы не могли себе представить, что фестиваль вырастет в такое огромное событие, и что лучшие танцовщики, получившие приз, будут упоминать его в своих биографиях. А ведь лауреаты «Бенуа де ла данс» — это звезды Большого театра, Парижской оперы, Американского театра балета; это такие выдающиеся хореографы как Ноймайер, Форсайт, Матс Эк; это артисты, имеющие высшие награды своих стран и международные призы. Поэтому мы горды, что наш ребенок оказался таким прилежным и талантливым.