Пьер
Лакотт
Дипломант «Бенуа де ла Данс»
В 1952 г. Харальд Ландер, известный датский хореограф, в то время работавший во Франции, возобновляя на сцене Парижской оперы фрагменты балета «Сильфида» Х. Левенскольда (хореография А. Бурнонвиля) выбрал его на роль Джеймса. Так в жизнь Лакотта впервые вошел балет, впоследствии сыгравший «роковую» роль в его судьбе.
В 1954 г. балет Лакотта «Ночь — волшебница» на музыку С. Беше показало бельгийское телевидение, что навело его на мысль оставить Парижскую оперу с тем, чтобы сосредоточиться на сочинении танцев, чем ранее он занимался лишь от случая к случаю.
В 1955 г. он собрал собственную труппу, которой дал название «Балеты Эйфелевой башни» (1955-56 гг.; 1959-62 гг.). Она заявила о себе выступлениями на сцене Театра на Елисейских полях, исполнив балеты Лакотта «Солнцестояния» на музыку Д. Вейнберга, «Парижский парнишка» на музыку Ш. Азнавура и «Концертино» на музыку А. Вивальди. Затем он гастролировал с этой труппой по Европе.
Однако, не желая расставаться с карьерой танцовщика, продолжал танцевать, причем по-прежнему с великими партнершами: в Нью-Йорке в Метрополитен-опера с Мелиссой Хейден, в Лондоне — с Виолетт Верди. Танцевал также в странах Бенилюкса, Германии, Швейцарии.
Поставил несколько балетов для фестивалей: «Такой сладкий гром» на музыку Дюка Эллингтона был показан в Берлине, «Ипполит и Арисия» на музыку Ж. Ф. Рамо — на фестивале Маре (Франция), «Поединок Танкреда» на музыку К. Монтеверди — в Экс-ан-Провансе (Франция).
С 1963 г. в течение семи лет руководил труппой «Музыкальная молодежь Франции», для которой за это время поставил 35 балетов, в том числе «Простая симфония» на музыку Б. Бриттена, «Гамлет» на музыку У. Т. Уолтона (1964 г.), «Пентесилея» Л. Семенова (1964 г.), «Будущие страсти» на музыку В. Лютославского и «Голос» в сотрудничестве с Эдит Пиаф.
«Сильфида»
Открытием «Музыкальной молодежи Франции» стали будущие всемирно известные танцовщики Гилен Тесмар и Микаэль Денар. Для них Пьер Лакотт поставил свои лучшие оригинальные балеты и осуществил первую, наиболее знаменитую реконструкцию. История воссоздания одного из самых выдающихся балетов эпохи романтизма тоже была вполне романтическая. Завещание внука Марии Тальони открыло путь к ее архиву, однако оказалось, что архив был рассеян. После трехлетних изысканий в музеях и библиотеках, а также бесед с бывшим собственным «частным» педагогом Любовью Егоровой, которая помнила рассказы последнего петербургского партнера Тальони Христиана Иогансона, замысел Лакотта обрел реальные очертания. А замысел был грандиозен: он хотел восстановить балет «Сильфида» Ж. Шнейцгоффера, поставленный в 1832 г. в Парижской опере Филиппо Тальони для своей дочери, балерины всех времен и народов Марии Тальони.
«Сильфида» возродилась к новой жизни в качестве фильма-балета. На следующий день после того, как его показало французское телевидение, все трое — Лакотт, Тесмар (Сильфида) и Денар (Джеймс) проснулись знаменитыми. И вскоре получили приглашение воспроизвести эти танцы уже на сцене Парижской оперы, что и было сделано в том же 1972 г.
Пьер Лакотт стал балетмейстером и солистом (до 1977 г.) балетной труппы Парижской оперы, куда также были приняты Тесмар (в 72-м г. в ранге этуали) и Денар (в 65-м, этуаль — с 71-го), и почувствовал вкус к восстановлению старинных балетов.
Балеты, реконструированные Пьером Лакоттом
«Сильфида» — Парижская национальная опера (1972 г.), Балет Бостона (показал спектакль на гастролях в Нью-Йорке, 1980 г.), Токио балет (1984 г.), театр Колон (Буэнос-Айрес), Национальный театр (Прага), Балет Монте-Карло, Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (1979 г.), Римская опера, Финский национальный балет (1997 г.), Муниципальный театр Рио-де-Жанейро
«Коппелия» Л. Делиба (хореография А. Сен-Леона) — Парижская опера (1973 г.), Балет Шанхая (Китай, 2002 г.)
Па де де из балета «Бабочка» на музыку Ж. Оффенбаха (единственная постановка М. Тальони) — Парижская опера (1976 г., исполнял сам с Доминик Кальфуни), театр имени Кирова (1979 г.)
«Лебединое озеро» П. Чайковского (хореография М. Петипа, Л. Иванова) — Национальная опера Бордо (1976 г.), Балет Нанси (1998 г.)
«Дева Дуная» А. Адана (хореография Ф. Тальони) — театр Колон (1978 г.), Токио балет (2006 г.)
«Жизель» А. Адана (хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, костюмы и декорации первой — 1841 г. — постановки) — балет Реннской оперы (Страсбург, Франция, 1978 г.), Балет Монте-Карло, Национальный балет Нанси (Франция)
Па де сис из балета «Маркитантка» Ц. Пуни (хореография А. Сен-Леона) — Парижская опера, Ленинградский государственный академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне Мариинский), 1979 г.
«Качуча» из балета «Хромой бес» К. Жида (хореография Ф. Эльслер по Ж. Коралли) — театр имени Кирова (1979 г.)
«Натали, или Швейцарская молочница» А. Гировеца и Карафы ди Колобрано (хореография Ф. Тальони) — Московский классический балет (ныне Государственный академический театр классического балета) под руководством Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василева, 1981 г.
«Марко Спада» Д. Обера (хореография Ж. Мазилье) — Римская опера
(1981 г.), Парижская опера (1985 г.) (заглавная роль создавалась для Рудольфа Нуреева, который и танцевал на премьере в обоих театрах)
«Половецкие пляски» (из оперы «Князь Игорь» А. Бородина, хореография М. Фокина) — Балет Монте-Карло (1986 г.)
«Жар-птица» И. Стравинского (хореография М. Фокина) — Школа при Парижской опере (1991, 2000 гг.)
«Гитана» на музыку И. Шмидта, Д. Обера и Ж. Стефани (хореография Ф. Тальони) — варшавский Большой театр (1993 г.)
«Тень» Л. В. Маурера (хореография Ф. Тальони) — Балет Нанси (1993 г.)
«Озеро фей» на музыку Д. Ф. Э. Обера (хореография Ф. Тальони) — Берлинская государственная опера (1995 г.)
«Видение розы» на музыку К. М. фон Вебера (хореография М. Фокина) — Парижская опера (1997 г.)
«Дочь фараона» Ц. Пуни (хореография М. Петипа) — Большой театр (Москва, 2000 г.)
«Щелкунчик» П. Чайковского (хореография Л. Иванова) — Афинская национальная опера (2000 г.)
«Пахита» Л. Минкуса (хореография Ж. Мазилье и М. Петипа) — Парижская опера (2001 г.)
Для французского телевидения поставил оперу-балет «Галантная Европа» А. Кампра и балет «Дама с камелиями» на музыку Дж. Верди (1977 г.)
Преподавал в Национальной консерватории, был педагогом-репетитором в Опере.
В 1985 г. вместе со своей женой Гилен Тесмар возглавил только что созданную труппу Балет Монте-Карло, для которой поставил балеты Te Deum на музыку Ж. Бизе и «Двадцать четыре часа из жизни женщины» на музыку Э. Нике (по новелле С. Цвейга).
В 1988 г. стал артистическим директором балетной труппы Оперы Вероны (Италия).
В 1991-99 гг. возглавлял труппу Национальный балет Нанси и Лоррена.
В соавторстве с Жаном-Пьером Пастори написал книгу о балете — «Традиция» (Editions Favre, 1987 г.).
Лакотт в России
В 1977 г. в СССР на гастролях балетной труппы Парижской оперы — они проходили на сцене Большого театра — впервые был показан балет «Сильфида» в постановке Лакотта (с участием все тех же Гилен Тесмар и Микаэля Денара).
В 1979 г. он перенес этот балет на сцену Новосибирского театра оперы и балета (Сильфида — Любовь Гершунова, Джеймс — Анатолий Бердышев).
В том же году подготовил программу Вечера старинной хореографии в ленинградском театре имени Кирова (танцевали ведущие артисты труппы, в том числе Алла Сизова, Ирина Колпакова, Габриэла Комлева).
В 2000 г. поставил «Дочь фараона» в Большом театре (мировая премьера балета в его редакции).
В 2006 г. поставил балет «Ундина» Ц. Пуни (хореография Ж. Перро, М. Петипа) в Мариинском театре.
2010 г. — на сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета были показаны три представления балета «Пахита» в исполнении балетной труппы Парижской оперы.
В 2011 г. поставил балет «Сильфида» в Московском академическом музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
В 2013 г. поставил новую редакцию балета «Марко Спада» в Большом театре.