Надежда
Грачева
Лауреат «Бенуа де ла Данс»
В 1988 году окончила Московское академическое хореографическое училище (класс С. Головкиной). В том же году была принята в балетную труппу Большого театра.
Когда Грачева пришла в театр, ее здесь поначалу воспринимали как танцовщицу лирико-романтического репертуара. И первая ее большая роль — Повелительницы дриад в Дон Кихоте“ — подтвердила это мнение. Повелительница Грачевой действительно выглядела как видение, пригрезившееся Дон Кихоту в волшебном лесу: безукоризненные по гармонии позы, бесшумный бег на пальцах — па де бурре“, легкие красивые прыжки, даже не прыжки — полеты. Эти достоинства своего танца Грачева совершенствовала, развивала, обогащала, работая над другими, более крупными ролями. Начало настоящей своей карьеры, звездного восхождения сама балерина отсчитывает с роли Хозяйки медной горы, в которую она ввелась вскоре после окончания училища, но эта роль все же была отмечена лишь зоркими глазами балетоманов. Широкая публика и критика разглядели Надежду несколько позже — в 1991 году. Тогда Грачева впервые появилась в роли Одетты-Одиллии (Лебединое озеро“) и Никии в Баядерке“, которую восстановил на московской сцене Юрий Григорович» подробнее>>
В репертуаре балерины: Одетта-Одиллия («Лебединое озеро»), Сильфида («Сильфида»), Никия(«Баядерка»), Жизель и Мирта («Жизель»), Китри («Дон Кихот»), Медора («Корсар»), Джульетта («Ромео и Джульетта»), Принцесса Аврора («Спящая красавица»), Хозяйка Медной горы («Каменный цветок»), Эгина («Спартак»), Мехменэ Бану («Легенда о любви»), Жанна («Последнее танго»), Мазурка («Шопениана»)
Надежда Грачева — лауреат вторых премий Международного конкурса артистов балета в Варне (1985, 1988), лауреат первых премий Всесоюзного балетного конкурса в Москве (1987) и Международного конкурса артистов балета в Осаке (1995), лауреат Международного балетного приза «Бенуа де ля данс» (1992).
Народная артистка России, лауреат Государственной премии России.
Надежда Грачева имеет обширный концертный репертуар — это фрагменты из балетов классического наследия («Щелкунчик», «Пахита», «Эсмеральда», «Фестиваль цветов в Дженсано», «Коппелия», «Тщетная предосторожность» и другие) и номера современной хореографии.
Принимала участие в гастролях Большого театра за рубежом.