Эльза Марианна
фон Розен
Жюри «Бенуа де ла Данс»
Родилась в Стокгольме и там же начала учиться балету. В 1945—1950 гг. училась в Школе королевского датского балета в Копенгагене. В 1950 г. вышла замуж за датского балетного критика и сценографа Аллана Фридерика и поэтому ее считают представительницей как шведской, так и датской балетной школы.
Дебютировала в 1938 г., еще как ученица. В сезоне 1948/49 работала в международной труппе Original Ballet Russe, с которой выступала в театрах Испании, Англии и Франции. В Швеции первой выступила в заглавных ролях в известных балетах Биргит Кульберг «Мадмуазель Юлия» (1950) и «Медея».
В 1951—1959 гг. была ведущей солисткой Королевского шведского балета в Стокгольме. Много гастролировала за границей, ее приглашали Метрополитен-опера, Original Ballet Russe de Basilea, Балет Рамберт и Королевский театр в Копенгагене.
В 1958 г. дебютировала как хореограф, поставив в Стокгольме «Прометея» на музыку Бетховена. Вскоре после этого создала собственный Скандинавский балет, в котором танцевала и ставила спектакли. В частности, с этой труппой она осуществила постановку в собственной версии балета «Сильфиды» Бурнонвиля (1960) и авторский балет «Женни фон Вестфален» (1965). Заглавными партиями в этих двух спектаклях она завершила свою карьеру танцовщицы. В 1970—1976 гг. была директором и хореографом балетной труппы в Гётеборге, а в 1980—1987 гг. — в Мальмё. Основала и собственную балетную школу в Копенгагене.
В мире она прославилась своими оригинальными реконструкциями и постановками балетов Бурнонвиля, которые готовила совместно с мужем. Наибольшее признание в мире завоевала ее версия романтической «Сильфиды», поставленная с труппами в Лондоне (Балет Рамберт), Сантяго-де-Чили, Монте-Карло, Вашингтоне, Гётеборге, Ленинграде и Дюссельдорфе. Она ставила также другие балеты Бурнонвиля:«Фестиваль цветов в Дженцано», «Праздник в Альбано», «Консерватория», «Неаполь», а также Галеотти («Капризы купидона и балетмейстер»), Петипа и Иванова («Лебединое озеро»).