Рудольф
Нуриев
Жюри «Бенуа де ла Данс»
В 1961 году, поехав с труппой на гастроли, он остался в Париже и начал карьеру на Западе.
Начал выступать в труппе Маркиза де Куэваса; в1962 выступил на американском телевидении, танцевал с Балетом Чикагской Оперы. В том же году подписал контракт с Королевским Балетом (Лондон) как постоянный приглашенный солист. Никогда не работал ни в одной Западной труппе постоянно, предпочитая работать с разными компаниями на временной основе.
Большое влияние на Нуриева артиста оказала его работа с Э. Бруном и партнерство с Марго Фонтейн. С ней он станцевал Альберта в «Жизели», Армана в «Маргарите и Армане», Принца в «Лебедином озере» и множество других ролей.
Талант танцовщика раскрылся и в исполнении репертуара модерн. Он выступал в балетах М. Грэм, которая поставила для него партию Люцифера, П. Тэйлора, М,Луиса.
В 1964 Нуриев начал ставить. Первой его балетмейстерской работой стала редакция «Лебединого озера» в Венской Опере, где доминирующей сделалась роль Принца. В 1977 он поставил свою версию «Ромео и Джульетты» С. Прокофьева для Лондон Фестивал Балета, в 1979 «Манфреда» для Балета Парижской Оперы, а в 1980 «Щелкунчика» в Берлине.
В 1962 он опубликовал свою автобиографию. В 1973 совместно с Р. Хелпманом поставил и станцевал главную партию в фильме-балете «Дон Кихот». Также он снялся в главных ролях в фильмах «Валентино» (1977) и “Exposed”(1983).
C 1983 по 1989 Р. Нуриев был художественным руководителем Балета Парижской Оперы, где поставил несколько спектаклей из русской классики: «Лебединое озеро», «Спящую красавицу», «Баядерку», «Золушку» и «Ромео и Джульетту» С. Прокофьева. Все эти спектакли до сих пор остаются в репертуаре Парижской Оперы.