Гала-концерт лауреатов «Бенуа де ла Данс» разных лет прошёл на сцене Большого театра
На этом заключительном гала только звезды. Каждый из них собирает полные залы у себя в Нью-Йорке, Париже, Берлине, Праге. Практически у каждого есть заветная статуэтка «Бенуа де ла Данс». Раз в году они приезжают сюда. Москва — не только место встречи, которое изменить нельзя. В эти два дня здесь встречаются Восток-Запад.
«Со многими я уже знакома давно, и видеть их в чем-то новом всегда интересно, — говорит дипломант Бенуа де ла Данс“ Евгения Образцова. — Интересно, как некоторые танцовщики превращаются в хореографов, начинают ставить».
Здесь сразу не разобрать, кто есть кто, так они похожи. Братья Бубеничек хоть и балетные близнецы — танцуют вместе редко. Отто в Гамбургском, Иржи в Дрезденском балете. Он не только первоклассный танцовщик, но и хореограф. Этот номер, его рук дело.
Выпускница Вагановки, Мария Яковлева, шесть лет в Венском балете. Говорит — классика снова в фаворе, и модерн уже не так страшен. Публика устала от новаторских экспериментов и хочет проверенного традицией настоящего танца.
«В этом и сложность, что сегодня надо стараться танцевать чистую классику. Конечно, изменилась техника: стали делать больше пируэтов, поднимать выше ноги, и это накладывает свой отпечаток. Но это влияние времени, а не танца модерн», — говорит танцовщица.
Владимир Малахов догмы подвергает сомнению: только на одной традиции далеко не уедешь, нужны новые имена. Каждый танцовщик мечтает встретить своего хореографа, считает художественный руководитель Берлинского балета.
«Я езжу и вижу, что происходит, и очень много новых молодых хореографов появляется, которые делают действительно интересные вещи, но за ними нужно охотиться, их нужно хватать и тащить их к себе, заключать с ними контракты и ставить эксперименты», — говорит Малахов.
Запад к новым танцевальным формам более демократичен, чем Восток. Но танцевальные границы размыты, и «Парк» Прельжокажа, о котором российские танцовщики и мечтать не могли, теперь идет не только в Парижской опере и Берлинском балете, но и в Мариинке. Постановка в стиле контемпорари, но Владимир Малахов и Надя Сайдакова танцовщики экстра-класса ни одного движения здесь не изменили.
«Я даже и не пытаюсь соревноваться в этом с французами, — говорит Надя Сайдакова. — Сегодня техника очень важна, но я с Запада приходит такая тенденция чистоты в танце».
Здесь не только балет, но и танго. Этот номер, на музыку Пьяцоллы от Аны Марии Штекельман, тоже дипломанта «Бенуа де ла Данс». После такого танца, прима Мариинки Екатерина Кондаурова не прочь поменять пуанты на каблуки.
«Когда я смотрю, как танцуют фламенко или аргентинское танго испанские танцовщики, хочется научиться двигаться так же, но я понимаю, что этому надо учиться по-другому, пройти другую школу. Какие-то элементы хочется взять в свой репертуар, но для этого нужно найти хореографа», — говорит Екатерина Кондаурова.
«Бенуа де ля Данс» фестиваль известный. 180 лауреатов из 30 стран получили «балетный Оскар». В следующем году, ХХ «Бенуа де ла Данс», организаторы надеются провести на исторической сцене Большого и собрать всех лауреатов прошлых лет.
Видео