Не все золото мира
Двухдневные мини-фестивали, в которые превратилось в последние годы вручение Benois de la Danse, уже традиционно входят в число лучших событий московского сезона. Сколь второстепенные персонажи ни разбавляли бы порой состав представительного жюри, какие бы проходные постановки и банальные танцовщики ни попали в число номинантов и даже лауреатов, память хранит иное: великое «белое» адажио из «Лебединого озера» Изабель Герэн, искрометный полет без приземления в крохотной вариации из «Венецианского карнавала» Итана Стифела, потрясающий бежаровский балет на музыку Малера в исполнении Лорана Илера и Манюэля Легри, пугающую откровенность Орели Дюпон и того же Илера в «Маленькой смерти» — почти каждый год организаторам Benois удается поразить Москву чем-то незабываемым. В этом году таких выступлений было даже три: Бернис Коппьетерс, одна из победительниц этого года среди балерин и муза хореографа Жан-Кристофа Майо, в его балете Altro Canto (в паре с Оскаром Соломонсоном), обладатель спецприза среди мужчин танцовщик фламенко Фернандо Ромеро, станцевавший фрагмент из собственной постановки «Где любовь встречается со смертью», и Владимир Малахов с Леонардом Яковиной в дуэте из «Караваджо» Мауро Бигонзетти. Не говоря о просто первоклассном танце, который демонстрировали Евгения Образцова из Мариинского театра, Эшли Баудер и Хоакин де Люз из New York City Ballet в спектакле-победителе Йормы Эло «Затачивая до остроты», артисты труппы «Человек с Востока», представлявшие еще один спектакль-лауреат — «Вавилон» Сиди Ларби Шеркауи и Дамьена Жале.
Готовность, с которой балетный люд едет и в Москву на Benois, и в Петербург на проходящий по сходным принципам фестиваль Dance Open, свидетельствует о том, что необходимость в этих ежегодных встречах испытывает не только сидящая на голодном репертуарном пайке отечественная публика. Международное танцевальное сообщество давно нуждается в профессиональной премии, и Benois не случайно с первых шагов навязчиво сравнивают с киношным «Оскаром» — за ним есть и прекрасная история, и реальный потенциал.
Но пока судьбу престижного приза определяют несколько членов жюри, каждый из которых имеет право выдвинуть по одному представителю в каждой номинации. Даже оставляя без внимания вполне естественный факт, что обычно любой арбитр стремится внести в этот список артистов своих компаний, своих учеников или исполнителей своих балетов, можно гарантировать, что и очень осведомленные десять лидеров не способны охватить своим вниманием весь балетный мир от Нью-Йорка до Красноярска. Пока Benois остается закрытым клубом для избранных, претендовать на объединение международного сообщества бесполезно.