«Бенуа де ла Данс» провел генеральную репетицию юбилейной церемонии

В Москве вручили премию «Бенуа де ла данс»

Жюри балетного приза «Бенуа де ла данс» — 2011 продемонстрировало чудеса толерантности. В каждой номинации приза, «Лучший хореограф», «Лучшая балерина» и «Лучший танцовщик», награды получили не один, а два лауреата. Призом в номинации «За жизнь в искусстве», появившейся в нынешнем году, тоже награждены двое: британский сценограф Питер Фармер и израильский хореограф Охад Нахарин. 

Нынешняя, 19-я по счету церемония напоминала генеральную репетицию грядущего юбилейного торжества, хотя 20 лет призу «Бенуа де ла данс» фактически уже исполнилось, поскольку он был основан в 1991 году. Предъюбилейную церемонию вели ведущие-однофамилицы: прима-балерина Большого театра Мария Александрова и актриса «Современника» Марина Александрова.

На заднике сцены, превращенном в видеоэкран, вращалась статуэтка приза Бенуа- две фигурки танцоров, придуманные скульптором Питером Устиновым, членом легендарного семейства Бенуа. На том же экране зрителям демонстрировали фрагменты работ номинантов. Церемония заняла чуть меньше получаса, почти не отвлекая публику от главного события: балетного гала-концерта. Их в церемонии «Бенуа де ла данс» сразу два. Первый показывают в день церемонии и в нем участвуют, в основном номинанты и лауреаты приза текущего года. Второй- на следующий день, представляя лауреатов приза разных лет, съезжающихся из разных уголков Европы. В нынешнему году концерты, которые стали событием столичного балетного сезона, пришлись на 24 и 25 мая.

Ультрасовременная хореография

Хореографов-лауреатов оказалось даже трое. Жюри разделило приз между финном Йормо Эло, который в прошлом году поразил столичных балетоманов спектаклем «Затачивая до остроты»- настоящим вихрем из вращений и прыжков, и дуэтом хореографов из бельгийской компании «Человек с Востока» Сиди Ларби Шеркауи и Дамьеном Жале.

Эло получил приз за балеты «Затачивая до остроты» и «Сон в летнюю ночь», поставленный в Венском государственном балете. Хореографы бельгийской компании- за постановку «Бабель» (Слова), больше похожую на спектакль современного танца, чем на балет. В нем люди разных национальностей и отнюдь не балетного телосложения одеты в современные костюмы. Передвигают на сцене геометрические фигуры из металлических прутьев, и пытаются найти общий язык с помощью жестов или прикасаясь друг к другу.

«Болеро» еще одного лауреата, хореографа Охада Нахарина, радикально отличалось от полюбившейся в России постановки Мориса Бежара, в которой блистала еще Майя Плисецкая. Вместо привычных нам танцовщицы-солистки и мужского кордебалета на сцене двигались две женщины, похожие на странных птиц. Казалось, что они хотят взлететь, но оторваться от земли мешает сила притяжения. 

Классический танец восстанавливает баланс

Приз «Лучший танцовщик» поделили между собой Семен Чудин (Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко) и Роландо Сарабиа из Кубинского классического балета. Чудин, танцевавший в балете «Затачивая до остроты» и порадовавший публику на концертах фрагментами классических партий, блистательно проявил себя в обоих стилях. При сравнению с ним другой лауреат, Сарабиа, немного померк. Танцор фламенко Фернандо Ромеро, виртуозно выбивавший ритм в «Фарруке», доказал, что не зря получил спецприз. 

Лауреатки в номинации «Лучшая балерина», Бернис Коппьетерс из балета Монте-Карло за главную роль в постановке «Шахерезада» и Чжу Янь из Национального балета Китая, разительно отличались друг от друга. Янь демонстрировала в танце неженскую энергию и внутреннюю собранность. Высокая и очень стильная Коппьетерс завораживала виртуозной женственной пластикой, соблазняя партнера в балете “Altro Canto”, поставленном лауреатом «Бенуа» прошлых лет, хореографом Жан-Кристофом Майо.

Лауреаты и номинанты Бенуа показывали в основном современную хореографию. Баланс между ней и классическим танцем помогли восстановить па-де-де Мариуса Петипа и Леонида Якопсона, фрагменты из балетов Джорджа Баланчина и Михаила Фомина, которые виртуозно исполнили солисты Мариинки и Большого театра. В финале зрители шумно аплодировали, не отпуская со сцены участников концерта. Его завершил выход основателя и бессменного руководителя «Бенуа де ла данс» Юрия Григоровича. Григорович выразил надежду, что юбилейная 20-я церемония «Бенуа» состоится на вновь открывающейся основной сцене Большого театра.