Восемнадцатилетие «Балетного Бенуа»
Приз, учрежденный в 1991 году в Москве, представляет собой бронзовую статуэтку танцевального дуэта. Ее создал парижский скульптор Игорь Устинов — представитель прославленного семейства Бенуа. Известный во всем мире как «Балетный Оскар», приз ежегодно присуждается авторам наилучших работ в области балетного искусства.
Жюри, состоящее из авторитетных деятелей мировой хореографии, выдвигает номинантов (артистов, балетмейстеров, композиторов, сценографов), из числа которых определяет победителей. Художественным руководителем престижного проекта «Бенуа» и председателем ежегодно сменяемого жюри является выдающийся хореограф Юрий Григорович. Организационную работу осуществляют Регина Никифорова и Нина Кудрявцева-Лури — генеральный и артистический директор «Центра Бенуа».
В 2004 году проект «Бенуа», находящийся под патронажем ЮНЕСКО и Европейского культурного парламента, обрел статус фестиваля. За 18 лет на орбиту «Бенуа» попали 170 ма╛стеров из 30 стран. Важнейшая значимость проекта состоит в том, что он ежегодно открывает талантливых артистов и балетмейстеров, тем самым, составляя панораму последних мировых трендов и мозаичный портрет современного состояния искусства хореографии.
Сенсации и открытия
Нынешнее жюри составили 8 профессионалов из Великобритании, Германии, России, США, Финляндии, Франции, Швейцарии. Номинанты из тех же стран — 6 хореографов, 6 балерин и 7 танцовщиков из крупнейших трупп — претендовали на три высокие награды. Несмотря на представительный состав балетмейстеров, приз «за лучшую работу хореографа» не был присужден, что свидетельствует о наметившемся упадке в этом виде искусства. Зато среди яркого созвездия балерин приз заслуженно получила прима Гамбургского балета Элен Буше за партию Эвридики в балете «Орфей» (хореография Джона Ноймайера, музыка Стравинского). Среди танцовщиков приз поделили солист Американского ба летного театра Дэвид Холберг за партию Альберта в «Жизели» (хореография Кевина Маккензи, музыка Адана) и солист Гамбургского балета Тьяго Бордин за партию Армана в «Даме с камелиями» (хореография Джона Ноймайера, музыка Шопена).
По окончании торжественной церемонии вручения наград состоялся гала-концерт номинантов; в нем участвовали 26 артистов. Программа включала произведения 10 хореографов — фрагменты балетной классики, неоклассики и современные постановки. Каждый из 14 номеров вызывал большой интерес либо исполнительской манерой, либо хореографической новизной.
Сенсацией вечера стала француженка Элен Буше. Джон Ноймайер сумел раскрыть ее великое дарование, создав специально для нее ряд балетов в Гамбургской труппе. Недавно Элен дебютировала в партии Маргариты в «Даме с камелиями». Именно в дуэте из этого балета она предстала вместе с Тьяго Бордином, ослепляя совершенством танца, позволившим балерине сконцентрировать внимание на внутреннем состоянии героини и предельно отразить романтизм и трагизм ее жертвенной любви.
Евгения Образцова — солистка Мариинского театра — была прелестна в дуэте Золушки и Принца из балета Прокофьева в хореографии Алексея Ратманского. Уникальная воздушность и музыкальность балерины сделали ее танец чарующим дыханием Весны. Концерт триумфально завершило па-де-де Дианы и Актеона (в хореографии Агриппины Вагановой на музыку Пуни), исполненное солистами Большого театра Екатериной Крысановой и Иваном Васильевым.
Второй гала-концерт был еще богаче, ибо в нем участвовали ярчайшие звезды «Бенуа» — лауреаты разных лет. Все 12 номеров (произведения 11 хореографов) предстали великолепно. Разными гранями таланта блистали 22 солиста из восьми знаменитых трупп. Премьеры Парижской оперы Манюэль Легри и Жозе Мартинез пленили публику ювелирным танцем: Легри исполнил гипнотический «Портрет» в хореографии Патриса де Бана на музыку Перселла; Жозе был неповторим в дуэте с Марией Александровой, солисткой Большого театра, горделиво интерпреnируя мясинскую «Треуголку».
Королевой вечера стала Люсия Лакарра из Баварской оперы. В адажио из «Лебединого озера» (редакция Рея Барры) и миниатюре «Таис» (хореография Ролана Пети) гениальная балерина завораживала изяществом и совершенством исполнения. Марлон Дино искусно обрамлял танец Люсии: с ним она сверкала, как драгоценный бриллиант в роскошной оправе.
Гала-концерт завершали Крысанова и Васильев: они виртуозно исполнили дуэт из балета Дриго «Корсар» в хореографии Александра Чекрыгина. Иван одержимо взлетал под колосники, и ему мог бы по╛завидовать даже легендарный Вацлав Нижинский.