«Спартак» Юрия Григоровича покорил Мадрид

Спустя 10 лет Большой театр снова покоряет Мадрид. Шесть вечеров на сцене испанского Королевского театра — все билеты уже давно распроданы. Российская труппа привезла нестареющий балет «Спартак», который испанская публика ещё никогда не видела.

Даже когда за окнами Мадрид и плюс 30 градусов в тени, строгий гастрольный график обязывает: утро начинается с балетного класса, днем по плану репетиция, потом пресс-конференция — у испанских журналистов так много вопросов к Юрию Григоровичу. Но вот, кажется, небольшой перерыв, и хореограф за глотком свежего воздуха выходит на балкон Королевского театра.

А солисты Большого театра Иван Васильев и Александр Волчков отправляются на прогулку, которая тут же оборачивается фото-сессией. Мадридцы узнают их на улицах.

В Москве такого не бывает, удивляется Иван Васильев, самый молодой в истории этого балета исполнитель партии Спартака. Его, конечно, в театре называют Васильев второй — первым Спартаком в 1968-ом году был Владимир Васильев — но он не обижается. До сих пор вспоминает свою первую встречу с Григоровичем.

«Когда я встретил его в Большом театре, он мне говорит: иди сюда. Я подхожу, подтянулся и стою, и слушают. Он начинает говорить, а тебе все равно что он говорит, главное — говорит», — рассказывает Иван Васильев, солист Государственного академического Большого театра, исполнитель партии Спартака.

Григорович в Мадриде — редкий случай — сам репетирует с солистами. Без устали, снова и снова оттачивает прыжки, пируэты. И тут же напоминает: одной техники в «Спартаке» мало. Нужно играть на разрыв аорты, сюжету без этого не обойтись.

«Действительно, это драматический спектакль, отделять движения на сложные и простые нельзя, поза может быть простой, но наполненной», — объясняет Александр Волчков, премьер Государственного академического Большого театра, исполнитель партии Красса.

В Мадрид балет привезли три состава солистов. Это было решение Юрия Григоровича — показать Европе, как преображается «Спартак»-долгожитель.

«Каждый актер, приходя в роль, если он входит в роль, вносит свое, какой-то дух другой немножко. Уже сегодня это есть, а потом я меняю сам», — говорит Юрий Григорович, народный артист СССР, хореограф Государственного академического Большого театра.

И сколько было этих изменений — никто теперь уже точно и не скажет. Но «Спартак» Юрия Григоровича, в свое время взорвавший все балетные стереотипы мощью настоящего мужского танца, зрителей потрясает по-прежнему.

Это гастроли одного балета, который для Большого — больше чем балет, живая легенда, визитная карточка. За свою 40-летнюю историю «Спартак» Юрия Григоровича объехал десятки стран, но в Испании — впервые. 6 вечеров на сцене Королевского театра — и все билеты проданы. Здесь, в Мадриде, так ждали Большой театр еще и потому, что в Испании классической балетной школы просто не существует.

«Испанская школа танца — другая, специфическая. Русского классического балета, как мы его понимаем, здесь нет. Поэтому он им интересен, как нам интересен колорит испанского танца», — рассказывает Анатолий Иксанов, генеральный директор Государственного академического Большого театра.

Двухтысячный зрительный зал Королевского театра заполнен до отказа, даже верхние ярусы, откуда заведомо плохо видно — зрители готовы смотреть балет на специально установленных экранах. На протяжении трех часов каждое движение в этой схватке раба Спартака и полководца Красса публика встречает аплодисментами, которые в финале превращаются в настоящие овации. 10 минут солистов, кордебалет и, конечно, Юрия Григоровича со сцены не отпускают.