Батман по-русски

В Большом пройдут прощальные сезоны Ратманского. Дамы уже готовят к выходу свои меховые манто и бриллианты, а мужчины достают из гардеробной комнаты фрак и лакированные ботинки. Есть достойный повод появиться в высшем обществе: в Большом театре Алексей Ратманский напоследок покажет свои знаменитые «Русские сезоны». Балетмейстер ставит последний спектакль на сцене Большого в качестве руководителя труппы — его контракт заканчивается 31 декабря.

За балетмейстера, радостно отпущенного руководством Большого театра на волю по истечении контракта, тут же подрались два ведущих американских балетных театра — New York City Ballet (NYCB) и American Ballet Theatre (ABT). Ратманский подумал и выбрал АВТ, где в свое время служил арт-директором Михаил Барышников.

Своей прощальной постановкой в Большом Ратманский напоминает, с чего началась настоящая слава русского балета. Не со старательных копий французских и итальянских учителей (в труппах императорских театров Москвы и Петербурга со дня основания преподавали иностранцы), а с революции дягилевской труппы, взорвавшей в начале прошлого века Старую Европу своим новаторским искусством.

35-минутный балет в постановке Алексея Ратманского на музыку Леонида Десятникова впервые был поставлен на американской сцене два года назад и сразу вызвал одобрительную волну критики: получилось весьма качественно, с истинно русским подтекстом.

Балет условно разделен на четыре сезона, как и «Времена года» Вивальди. В каждом сезоне по три месяца. В каждом месяце показан русский православный или языческий праздник или обряд: оплакивание невесты, пляски дружков, венчание. Православно-языческие ритуалы в «Русских сезонах» скорее всего — дань моде на исконно русское, все глубже охватывающее современную мировую культуру.