Экзамен напоследок
Балет Большого театра переживает сейчас межвременье: 1 января Юрий Бурлака сменит Алексея Ратманского на посту художественного руководителя труппы. Поэтому планы сезона оказались облегченными. Ни радикального Уильяма Форсайта, которого давно ждут в Большом, ни очередного «блокбастера», возвращающего к жизни какой-нибудь забытый отечественный балет, не будет. Вместо этого весной Сергей Вихарев повторит на сцене театра свою удачу — спектакль «Коппелия», несколько лет назад получивший «Золотую маску».
Первой же премьерой этого сезона станет вечер одноактных балетов. На поверхностный взгляд — очаровательная безделушка: старинная «Пахита» в новой хореографической редакции Юрия Бурлаки и «Русские сезоны» самого Ратманского (также покажут «Симфонию де мажор» Джорджа Баланчина, давно идущую на этой сцене). На самом же деле эта премьера — замок с секретом, экзамен, который Ратманский устраивает труппе: артисты должны продемонстрировать, чего добились под его руководством.
35-летний хореограф встал во главе балетной части театра пять лет назад на волне успеха своего «Светлого ручья» — спектакля одновременно упоительно легкого и возвращающего труппе ее забытую историю сталинского периода. Ратманский оказался знатоком местных традиций и мастером их модернизации. Труппе, десятилетиями привычно тянувшей лямку «Дон Кихотов» и «Спартаков», он предложил целую коллекцию новых для Большого имен хореографов: Леонид Мясин, Джон Ноймайер, Юрий Посохов и другие. И каждый сезон сам ставил авторский спектакль, создавая для театра эксклюзивный репертуар.
╚Русские сезоны╩ ≈ первый спектакль, который Ратманский не создает и даже не переделывает под артистов Большого: он просто переносит из New York City Ballet свою постановку, за два года ставшую международным хитом. Несмотря на название, в балете нет этнографических подробностей: эти танцы так же условно напоминают хороводы, как туники на балеринах ≈ сарафаны. Национальную окраску спектаклю придает лишь игра ритмов, переданных в музыке Леонида Десятникова и виртуозно воспроизведенных хорео╜графией Ратманского. Комбинации движений здесь кажутся предельно ясными, но требуют они почти хирургической точности воспроизведения ≈ и это настоящее испытание для артистов.
╚Пахита╩ рядом с ╚Русскими сезонами╩ могла бы показаться легкой разминкой ≈ этот балет, а точнее парадный свадебный акт из спектакля Мариуса Петипа 1847 года, регулярно попадает в репертуар Большого. Но Юрий Бурлака, взявшийся вернуть его на сцену, предпочитает сложившейся традиции исполнять ╚классику вообще╩ детальное изучение и воспроизведение стиля: за крой пачки балерин, создающий иллюзию старины, он бьется так же истово, как за точность движений. В ╚Пахите╩ от исполнителей требуется высшее мастерство ≈ настолько отточены поколениями эти комбинации. Бурлака занял здесь почти тот же состав солистов, что выходят на сцену в ╚Русских сезонах╩. А значит, команда Ратманского ему подходит.