Вечер одноактных балетов
Большой в ожидании премьеры и смены руководства. Закончив постановку «Русских сезонов», Ратманский передает дела однокласснику, Юрию Бурлаке. Его труппа знает — год назад Бурлака реанимировал роскошный «Корсар», и снова — классика, «Гранд Па» из «Пахиты».
«Несмотря на мое пристрастие к старине, я не собираюсь заполонять театр только старинными балетами. Будем развивать новые направления», — говорит хореограф Юрий Бурлака.
В Большом «Пахита» то появлялась, то исчезала. Полноценному трехактному спектаклю предпочитали сорокаминутное «Гранд-па». Эту сцену Петипа поставил для бенефициантки Екатерины Вазем. Вместе с ней танцевали восемь лучших балерин Мариинского театра, и каждая имела успех. Современные примы тоже не упускают возможность блеснуть в коротких, но эффектных вариациях┘
«Мы должны зацепить зрителя, чтобы, выходя из зала, помнили каждую из нас и даже больше, чем другую», — уверяет солистка балета Большого театра Екатерина Крысанова.
Парад балерин длится не больше минуты. Выходя на сцену, каждая солистка еще чувствует присутствие соперницы. «Сложно подготовиться, здесь сразу надо войти в настроение», — делится солистка балета Большого театра Марианна Рыжкина.
Бурлака перелопатил не один архив, включая закрома Гарвардского университета. От оригинальной версии Петипа сохранились лишь описания нескольких вариаций, рисунок декораций и черно-белые фотографии костюмов. Художнику Елене Зайцевой пришлось додумывать, досочинять.
«Много очень женских костюмов — семьдесят восемь. Например, особенная пачка, которая живет в движении. Очень нежная, легкая», — показывает художник по костюмам Елена Зайцева.
Перед премьерой золотошвейки в мастерских Большого театра работали ночи напролет: испанская сетка, розы, кружево, камни. «Они не очень легкие, но и не тяжелые. Максимально облегчили и сделали иллюзию такого тяжелого исторического костюма», — рассказывает Елена Зайцева.
Несколько лет назад «Дети Розенталя» Леонида Десятникова наделали в Большом столько шума, что постановку обсуждали в Госдуме. И вот новая премьера, неожиданная даже для самого композитора — «Русские сезоны» была написаны им для скрипача, Гедона Кремера. Ни о каком балете речь тогда не шла. В основе — тексты Поозерья, региона, затерявшегося на границе России и Белоруссии.
«Сыграл на сочетании Русские сезоны“, потому что сезон“ в некоторых языках обозначает время года“. Мы имеем в виду русские времена года — двенадцать месяцев и какие-то события патриархальной жизни русского народа», — рассказывает композитор Леонид Десятников.
На босу ногу. В легких сарафанах. Академические позы заменили ломаные линии модерна. Сезоны хоть и русские, но никакого намека на дягилевскую антрепризу. «Cтруктура — календарь православный и земледельческий. Названия номеров такие: талотная, егорьевская», — говорит хореограф-постановщик спектакля Алексей Ратманский.
Впервые услышав музыку Десятникова, солистка балета Большого театра Светлана Захарова запаниковала — такое не станцуешь. Теперь она, как и остальные примы, все песнопения знает наизусть. «Очень нравится музыка, пение. Все необычно», — делится Светлана.
Венчает одноактные балеты — баланчинская «Симфония До мажор», известная под названием «Хрустальный дворец». С сорок седьмого года, с премьеры в Парижской опере, это — признанный гимн классическому танцу.