Первой балетной премьерой Большого театра России стал вечер одноактных композиций, где были представлены две «свадьбы»: счастливая испанская и несостоявшаяся русская.

Главной частью программы стало возобновление шедевра Мариуса Петипа — Grand pas из балета «Пахита», не исполнявшегося в Большом более десятка лет. Великий хореограф Мариус Петипа, за полвека своей работы в Петербурге создавший все то, что теперь именуют «русским классическим балетом», в молодости был страстным поклонником и знатоком испанских танцев. Его личные пристрастия удачно совпадали с модой: романтические образы испанцев — неотъемлемая часть художественной и светской жизни Европы и России XIX века. Среди популярнейших спектаклей своего времени на испанскую тему был и балет «Пахита», шедший в Парижской опере и перенесенный Мариусом Петипа в Петербург.

Сюжет «Пахиты» создан по мотивам новеллы Сервантеса «Цыганочка». Он повествует о приключениях юной танцовщицы, в детстве похищенной цыганами и кочующей с табором, но в итоге обретающей и родителей, и жениха. Действие заканчивается счастливой свадьбой, для которой Петипа в 1881 году поставил роскошное классическое Grand pas в испанском духе, включавшее дуэт и соло главных героев, обрамленное танцами солисток и кордебалета.

Свадьба оказалась столь ослепительной, что затмила предысторию. Grand pas оказалось самодостаточным, и его стали охотно исполнять как одноактный балет.

Юрий Бурлака, инициатор нынешнего возобновления, подчерк нул намерение вернуть шедевру изначальный смысл. «Несмотря ни на что, Grand pas сохраняет черты свадебной сцены, венчающей действие, — написал он в буклете спектакля. — В Большом адажио прекрасные дамы, лучшие из лучших, выстраиваются в диагональ, вдоль которой проходит кавалер, выбирая именно ту, которая ему по сердцу».

Главные партии на премьере исполнили Надежда Грачева, блеснувшая усложненной комбинацией фуэте, и Руслан Скворцов, державшийся с достоинством благородного офицера, каковым и был, согласно сюжету «Пахиты», его герой. Виртуозные соло исполнили Екатерина Шипулина, Мария Александрова, Марианна Рыжкина и другие примадонны труппы. Кроме того, Бурлака включил в композицию Grand pas и другие классические номера «Пахиты»: Трио солистов в исполнении Елены Андриенко, Анастасии Горячевой и Дениса Медведева, а также Детскую мазурку, в которой выступили юные воспитанники Московской академии хореографии. 

Программу вечера дополнила «Симфония до мажор» Джорджа Баланчина, созданная по образцу монументальных классических ансамблей Петипа, подобных Grand pas из «Пахиты». А для контраста классические композиции были оттенены фантазией Алексея Ратманского на музыку «Русских сезонов» Леонида Десятникова. В 2000 году композитор сделал для Гидона Кремера и его оркестра «КРЕМЕРата Балтика» переложение записей и расшифровок народного пения, опубликованных в книге Е. Н. Разумовской «Традиционная музыка Русского Поозерья» (районы Псковской, Смоленской и Тверской областей). В том же году Кремер успешно исполнил эту композицию в Швейцарии. 

В прошлом году Ратманский дополнил песни пластическими иллюстрациями, передающими не обряды, а гротескно утрированные внешние черты типажей участников этих обрядов. Композиция была поставлена по заказу New York City Ballet как один из номеров программы, подготовленной хореографами разных стран для праздничного вечера труппы. После успешной американской премьеры ее уже видели и европейские зрители, а теперь очередь дошла до москвичей.

В центре внимания — два женских образа. Темпераментную крестьянку в духе героинь балетов Матса Эка в разных составах исполняют Наталья Осипова и Анастасия Меськова. А в роли трагической невесты, не дождавшейся жениха с войны, выступают Светлана Захарова и Екатерина Шипулина.