Великая русская балерина Марина Семенова отпраздновала 100-летие
В Большом театре России завершился фестиваль, посвященный 100-летию Марины Тимофеевны Семеновой.
C 1930-го по 1951 год она была примой-балериной Большого театра, а затем до последних лет — педагогом-репетитором. Семенова работала со звездами всех последующих поколений — Майей Плисецкой, Надеждой Павловой, Наталией Бессмертновой, Людмилой Семеняка, Ниной Сорокиной и многими другими. Она шлифовала и сольные эпизоды, и ансамбли, и массовые сцены, а также более полувека подряд давала всей труппе ежедневный тренировочный класс. Лишь несколько лет назад, отметив 95 лет, Семенова перестала бывать в театре, но по сей день живо интересуется его жизнью, по возможности поддерживая связи с учениками.
Карьеру она начала в первые послереволюционные десятилетия, когда новая власть с упоением крушила искусство «старого мира». Семенова свершила чудо: актуализировала наследие императорского балета, создав невиданное прежде направление — героический танец. В ее исполнении классические па ролей Одетты и Одиллии в «Лебедином озере», принцессы Авроры в «Спящей красавице», Жизели, графини Раймонды, жрицы Никии в «Баядерке» не просто отвечали идеологическому пафосу тех лет, но побеждали его истинной жизнеутверждающей силой. А современные роли — придворная актриса Диана Мирейль, переходящая на сторону восставшего народа в «Пламени Парижа», Золушка в премьерной постановке балета Прокофьева, приуроченной к Великой Победе 1945-го, Полячка в балетной сцене «Ивана Сусанина», поставленного в этом же году, и другие — подчеркивали главную роль Семеновой в истории и искусстве. Она была символом и воплощением неисчерпаемой жизненной мощи великой страны.
Большой театр приурочил к уникальному юбилею главные балеты репертуара Семеновой — «Лебединое озеро», «Баядерку» и «Раймонду», а также парад звезд Большого и Мариинского театров в заключительном концерте. Вершиной вечера стала картина «Тени» из «Баядерки», в которой Семенова в свое время покорила Москву на своем дебюте в Большом. На сей раз Светлана Захарова в главной партии продемонстрировала безупречный академический блеск, темпераментно акцентируя уверенно отточенные виртуозные комбинации. Ей артистично партнерствовал Николай Цискаридзе.
В дивертисментной части вечера мастерством и достоинством отличились Елена Андриенко и Дмитрий Гуданов. Труднейший, насыщенный коварными техническими сложностями дуэт из «Щелкунчика» в хореографии Юрия Григоровича они протанцевали идеально чисто, создав при этом атмосферу сцены из спектакля, а не концертного номера.
Как торжественное приношение героине вечера Мария Александрова и Игорь Зеленский постарались подать популярнейший дуэт из «Корсара», а Надежда Грачева и Сергей Филин — фрагменты картины «Сон Раймонды».
Артисты Мариинского театра Алина Сомова и Игорь Колб в дуэте Одиллии и Зигфрида, а также Екатерина Осмолкина и Михаил Лобухин выглядели измотанными гастрольным конвейером, отбивающим всякие представления о смысле и стиле исполняемых партий. Выход Ульяны Лопаткиной в адажио принцессы Авроры с четырьмя претендентами на ее руку оказался иллюстрацией к наблюдению Станиславского о том, что каждый трагик в душе мечтает быть комиком, а комик — трагиком. В заключение Галина Степаненко повторила на бис свои коронные фуэте в гран-па «Дон Кихота», а Иван Васильев привел публику в экстаз своими феерическими воздушными трюками.