Торжество Нарцисса
Что бы ни говорили антифеминисты, но балет по большей части искусство дамское. Мужские бенефисы здесь случаются не часто. Премьеры императорских театров имели их только за выслугу лет. Танцовщики советских времен вообще не становились героями собственных вечеров. Лишь на Мариинском фестивале балета-2006 бенефисов удостоились Фарух Рузиматов и Игорь Зеленский (оба — солисты Мариинки), а также нынешний бенефициант — Николай Цискаридзе.
Для Рузиматова и Зеленского бенефисная страда на этом завершилась. Премьер БТ, напротив, вошел во вкус и в текущем сезоне стал безусловным лидером. Суперпримы в лице Дианы Вишневой, Ульяны Лопаткиной и Светланы Захаровой имели по одному сольному вечеру. А Николай — два. Сначала в «Стасике», и вот, наконец, на родной сцене. Впечатляющий аншлаг сопутствовал обоим. В Большом холеные мужчины отнюдь не студенческого вида уселись на пол в проходах партера. Некоторые бережно оглаживали глянцевый буклет с изображением улыбающегося премьера.
Свое выступление г-н Цискаридзе начал с картины «Тени» из балета «Баядерка». Его герой самозабвенно летал по кругу, демонстрируя длину конечностей. И стремительно вертелся, изображая любовное смятение. Но когда из рядов белоснежных дев выплыла обманутая возлюбленная, чувство как рукой сняло. Тщетно девушка воздевала к небу руку. Бенефициант, разом обретший деловитость, вращал и носил ее с полным равнодушием. Впрочем, лирическое общение с дамами никогда не было сильной стороной Цискаридзе. Куда лучше он освоил различные способы их умерщвления. В октябрьских «Королях танца» премьер удушил героиню «Урока». Накануне, в гала-концерте «Бенуа де ла данс», оборвал лепестки трепетной Розе («Гибель розы»). А во время бенефиса буквально вытряс душу из старой графини («Пиковая дама»).
Петербургскую повесть Пушкина Ролан Пети восстановил специально для г-на Цискаридзе. Михаил Барышников — первый исполнитель этого балета — отказался изображать геронтофилию, переходящую в геронтофобию. Якобы заявил, что это не по-русски и не по-пушкински. Что думает о «пушкинском» г-н Пети, сотворивший эту скабрезность, — неизвестно. А вот г-на Цискаридзе, похоже, ведет по жизни один пушкинский завет: «…Трудов напрасно не губя, / Любите самого себя… / Предмет достойный: ничего / Любезней, верно, нет его». Эту тему раскрыл сольный «Нарцисс» в постановке Касьяна Голейзовского — лучшая композиция вечера, а возможно, и всей карьеры виновника торжества.
Премьер, увидевший себя в водной глади, был абсолютно счастлив. Надо было видеть, с какой нежностью касался он своего тела, с каким восторгом всматривался в свое отражение. .. Сыграть такое невозможно, то поистине пела душа. Что ж, г-ну Цискаридзе — обладателю совершенного сложения — есть чем гордиться. Красота в балете — сила еще более страшная, чем в жизни.
На поклонах экзальтированный поклонник прицельно метнул в триумфатора сноп гвоздик. Премьер мужественно выдержал удар и, грациозно лавируя между цветочных корзин, повел к рампе выступавших с ним коллег. В ряду солистов фигурировали Мария Аллаш, Мария Александрова, Надежда Грачева, Светлана Лунькина, Галина Степаненко, Елена Андриенко, Илзе Лиепа, Анастасия Горячева, Сергей Филин и Руслан Скворцов. А также мало кому известный юноша Артем Овчаренко. 20-летнего артиста кордебалета бенефициант заботливо опекает и прочит себе на замену. Уже в декабре кандидата в Нарциссы можно будет увидеть в первой крупной роли. Г-н Цискаридзе репетирует с ним своего любимого Щелкунчика.