О премии «Бенуа де ля Данс» в студии «Новостей культуры» рассказывает балетный критик Варвара Вязовкина.
- Премию «Бенуа де ля Данс» часто называют «балетным Оскаром». Насколько уместно такое сравнение?— Вы знаете, оно абсолютно оправдано, потому что «балетный Оскар» — это, во-первых, международная премия, а во-вторых, это ежегодная премия, которая присуждается вот уже в шестнадцатый раз. Это, в общем-то, беспрецедентный случай. Самое главное, это престижная премия. Иностранцы ее очень почитают, и она для них важна.
— В этом году все выдвинутые на премию хореографы номинированы за полнометражные сюжетные спектакли, поставленные по произведениям классической литературы, и это — при бытующем мнении, что время таких постановок ушло. Как Вы могли бы прокомментировать такую ситуацию?
— Для российского балетного театра, наверное, это не совсем справедливо, потому что многоактный спектакль не ушел со сцены. Это основа больших академических театров. В последние сезоны в Большом и в Мариинском театрах, в Москве, и в Петербурге, в других театрах как раз наблюдается тенденция постановок многоактных спектаклей. Что касается западных театров, то, действительно, последние пятьдесят лет создаются, в основном, одноактные спектакли. Это даже не усталость западной публики, а некое однообразие ожидаемого, говорит о том, что появляются одноактные спектакли. Но опять же они и были в репертуаре западных театров, как, например, балет Ноймайера. Есть еще такой момент, что далеко не у всех сегодняшних хореографов хватает такого легкого дыхания на многоактный спектакль.
— В этом году жюри отказалось от таких важных номинаций как «композитор» и «сценограф». Почему?
— Дело в том, что в этой премии не существует жесткого количества номинаций. Эти номинации возникают тогда, когда появляются люди, которых необходимо отметить. В этом году, видимо, членам жюри показалось, что не нужно награждать, может быть, среднего масштаба художников, а стоит ждать той планки и людей того уровня, которые поддерживает эта премия на протяжении многих лет.