Русский балет примеряет армейские сапоги

6 и 7 мая на сцене Большого театра будут танцевать лауреаты международной балетной премии «Бенуа де ла Данс». В списке номинантов есть и танцоры из России. Но из-за новых правил призыва на военную службу их число может сильно сократиться.

В этом году премия вручается уже в 16-й раз. Процедура традиционная: члены жюри под предводительством Юрия Григоровича (танцоры с мировыми именами и руководители прославленных балетных трупп) выдвигают своих номинантов, а потом решают, кто получит статуэтку работы Игоря Устинова. И затем два вечера подряд отдаются под выступления лауреатов и дипломантов.

В этом году на премию выдвинуто четыре хореографа — Дэвид Бинтли, Жан-Кристоф Майо, Керк Питерсон и Анна-Мария Штекельман, а также десять танцовщиц и танцоров. В России более других известны Карлос Акоста (он танцует партию Спартака в хореографии Юрия Григоровича в Большом театре), Денис Матвиенко — лауреат Московского международного конкурса балета (роль Армана Дюваля он танцует в Токио) и Юрий Смекалов (в Москве только что показали «Чайку» Бориса Эйфмана, в которой он танцует Тригорина). В конкурсе представлены исполнители из США, Аргентины, Франции, Германии, Италии, Канады, Монако, Великобритании, Японии и России. Любопытно, что почти все балеты выполнены по мотивам известных литературных произведений. Здесь и «Сирано», и «Фауст», и «Дама с камелиями», и «Отелло». и «Эсмеральда», и «Русалочка», и «Чайка» со «Спартаком». Возвращение балетного театра к сюжетам — это характерная примета времени.

Организаторы церемонии Нина Кудрявцева и Регина Никифорова объясняют, что премия рассматривает спектакли последнего сезона. Имена претендентов на премию становятся известны только к февралю, а сама церемония проходит уже в мае. Очень сложно договориться с артистами, чтобы они сумели приехать в Москву — знаменитые танцоры связаны контрактами, их график расписан на несколько лет вперед. Например, солиста Королевского балета Лондона Карлоса Акосты в Москве в этот раз не будет. По словам Регины Никифоровой, организаторам приходится сталкиваться с невероятными сложностями, решая проблемы с визами для артистов.

Но самой большой проблемой, уже для всех российских театров, стала отмена «президентских отсрочек» от службы в армии. Балетный танцор, на год оторванный от своих занятий ради службы в армии, безвозвратно теряет квалификацию. Новый художественный руководитель балетной труппы Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, лауреат премии «Бенуа де ла Данс» Сергей Филин мрачно шутит: «Прежде чем танцевать, все будут сначала военные, а потом уже артисты здоровенные. Вышел президентский указ, который отменяет льготы. То есть абсолютно все артисты, которые сейчас выучились и должны пойти на работу в театры, без каких-либо исключений идут служить на год. И я сейчас встречаюсь с министрами, которые задают один и тот же вопрос: „А что такого? Ну, послужит он один год. А что в этом такого?! “ Я отвечаю: „Мне, например, такой артист через год уже не нужен“. И он не нужен будет и всем остальным. Куда его призовут, откуда мы можем это знать? У Левоновой [ректор Московской государственной академии хореографии Марина Леонова — РС] слезы на глазах, она говорит: „Я детей учила, и что? Теперь их на автобус всех посажу, и они поехали?!“ У нас один президент сейчас уже заканчивает свою деятельность, новому президенту еще два месяца до инаугурации. И как раз сейчас то время, когда кто-то мог что-то решить, а решить это некому. Так что у нас скоро будут только китайские танцоры». Возможно, Большой и Мариинский театры сохранят свои льготы, но в стране очень много других музыкальных учреждений, и если все пойдет по военному плану, через несколько лет в них будет некому танцевать. И некого будет представлять от России на премию «Бенуа де ла Данс», да и на всех прочих конкурсах.