Директор Берлинского государственного балета Владимир Малахов: «Стоит лишь немного сдать, как тебя оттолкнут и прорвутся вперед»
вопрос: У Бориса Эйфмана много хороших балетов. Почему вы выбрали «Чайковского»?
ответ: Эта роль близка мне как танцовщику. Вы сами увидите, какой я Чайковский. Может быть, сумасшедший или счастливый… Для Берлина Борис Эйфман фактически сделал новый спектакль. В Германии его принимают потрясающе. Люди плачут.
в: Вы помните момент, когда впервые услышали музыку Чайковского?
о: Возможно, это был танец маленьких лебедей. Как и у всех, наверное. Меня Чайковский вдохновляет. Очень! В его музыке есть страдание, любовь, слезы… Она настолько разнообразна, что под любое его произведение хочется танцевать.
в: Чайковским вы уже побывали. Кто из великих на очереди?
о: Ох. .. Я человек суеверный. Боюсь, что, если озвучу свою мечту, она не сбудется.
в: Ну хотя бы намекните…
о: Это персонаж из русской литературы и того же плана, что и Чайковский. То есть немножко сумасшедший. Ставить будет Борис Эйфман.
в: В 2009 году заканчивается ваш контракт с Берлинским балетом. Что дальше?
о: Собираюсь подписать контракт на следующий срок.
в: Вы так прикипели к Берлину?
о: Я начал поднимать местный балет с нуля. Сегодня мне хочется довести начатое до конца и сделать Берлин балетным городом. Раньше там было три балетные труппы — при «Штаатсопер», «Дойче опер» и «Комише опер». После того как они слились в одну и отделились от оперы, нам стало легче дышать. Мы выступаем на трех площадках, имеем четыре премьеры в сезон. Теперь я добиваюсь, чтобы у труппы было свое здание, как у балета Джона Ноймайера. Нужно также расширять репетиционную базу, приглашать новых хореографов, открыть, наконец, свою школу.
в: В вашу труппу по-прежнему открытый конкурс?
о: Да, я всегда нацелен на поиск новых людей.
в: Танцовщиков из России вы принимаете с особой симпатией?
о: Конечно. Это как-то само собой получается. Раньше говорили, что Малахов набирает только русских. Но я не знаю, как зовут претендента и откуда он приехал. На просмотре все под номерами. Если мне нравится человек, я сделаю все, чтобы он работал у меня.
в: Ваш совет молодым артистам?
о: Иметь мозги — вот что я могу посоветовать в первую очередь. Выживают умные и выносливые. Не надо думать, что если тебе дали роль, то все двери уже открыты. Стоит лишь немного сдать, как тебя оттолкнут и прорвутся вперед. Надо всякий раз трудом доказывать, что твоя карьера сложилась.
в: Каковы предпочтения берлинских зрителей?
о: Залы проданы на «Щелкунчик», «Баядерку», «Лебединое озеро»… Ходят также на звезду. Но если даем премьеру, люди ждут критики. Будет хорошая — пойдут. Или прислушаются к слухам. Если спектакль понравился, устная реклама распространится по всему Берлину.
в: В вашем репертуаре есть нечто непривычное для русской публики. Что такое, например, семейный воркшоп «Спящая красавица»?
о: Это из серии специальных спектаклей для детей. Не тот Петипа, которого мы показы ваем у нас в театре, а облегченный вариант для маленькой сцены. Балет чередуется с рассказом. Детям объясняют, кто такие Аврора, Принц и что с ними происходит. Кроме того, у нас есть проект, который называется «Танцевальные классы». Приходят в театр школьники, смотрят, как занимаются артисты, а потом сами идут в зал и пробуют танцевать.
в: Не представляю, как по служебным помещениям Большого театра ходят обыкновенные школьники…
о: А мы - открытый театр. И понимаем, как интересны театральные будни простому зрителю. Летом, во время нашего традиционного фестиваля, мы собираемся показывать жизнь театра с самого утра. В театральном кафе поставим мониторы и будем транслировать все театральное закулисье. Каждый желающий сможет посмотреть, как артисты репетируют, гримируются, как службы готовят костюмы, пуанты, ставят декорации. ..
в: В Москве хороший балет — дорогое удовольствие. Насколько доступны балетные спектакли в Берлине?
о: Наш театр могут посетить люди любого достатка. Важно правильно выбрать день недели и спектакль. На современные балеты цены не очень высокие. Если идет «Лебединое озеро» и на календаре пятница или суббота, то билеты будут стоить дорого. Но можно посмотреть тот же спектакль, скажем, в среду, и затраты окажутся существенно меньше.
в: С началом вашего директорства отношение к балету в Германии изменилось?
о: Да, и в лучшую сторону. Но первое время было тяжело. От меня требовалось завести колесо с такой скоростью, чтобы его невозможно было остановить. Сейчас я в этом колесе как хомячок — бегу быстрее, чем оно вращается.
в: Вы когда-нибудь отдыхаете?
о: По необходимости. В прошлом мае у меня была травма, и доктор посоветовал какое-то время не танцевать. Но фактически отдыха не было. Я готовил сезон, занимался гастролями.
в: Вы родились на Украине, учились в России, работаете в Германии, а подданство у вас австрийское. Считаете себя гражданином мира?
о: Я говорю по-русски, у меня русская школа… Да, я много езжу по миру, но все равно чувствую себя русским.
в: К родным на Украину удается выбираться?
о: Нет такой возможности, потому что каждая минута на счету. Мне 40 лет, а танцовщику в моем возрасте за упущенный день нужно трудиться два. Родные сами ко мне приезжают.
в: Из ваших интервью складывается следующий образ: любите кока-колу, водку, икру, обожаете животных и считаете домом самолет. Все так?
о: Кока-кола ушла. Раньше я потреблял этот напиток литрами. Сейчас иногда выпью бутылочку, но и только. Летать продолжаю, но уже не прыгаю из самолета в самолет, со сцены на сцену. Могу выбирать, что и где делать. Икру попрежнему люблю. И собак обожаю — у меня их две. Что там еще? Водка? Могу выпить чуть-чуть. Но чаще предпочитаю бокал красного вина.
в: Когда вы вновь появитесь в России?
о: Уже скоро, в мае. Приеду вместе с Полиной Симеоновой. На гала-концерте «Бенуа де ла данс» мы с ней станцуем «Послеполуденный отдых фавна».