Урок для королей

Николай Цискаридзе и Илзе Лиепа участвуют в мировом балетном проекте

В рамках мирового проекта «Короли танца» в Большом театре представят балет по пьесе Эжена Ионеско «Урок». «Урок» — балет знаменитого датчанина, танцовщика и хореографа Флеминга Флиндта, созданный им больше сорока лет назад. В Большом театре его премьера готовится в рамках проекта «Короли танца», в котором одновременно участвуют четыре знаменитых танцовщика. Полагаем, этот творческий проект вызовет большой интерес не только в Москве, но и за ее пределами, в том числе и в Минске.

Этот проект впервые был представлен агентством «Ардани артистс» в «Нью-Йорк сити центр» в 2006 году и имел оглушительный успех. В постановке Большого театра примут участие испанец Анхел Корейя, американец Итан Стифел (оба из Американского театра танца), датчанин Йохан Кобборг (Королевский балет Великобритании) и Николай Цискаридзе (Большой театр). В течение четырех вечеров каждый будет танцевать соло, все они встретятся в балете «Для четырех», поставленном Кристофером Уилдоном, а вершиной проекта станет выступление каждого артиста в партии Учителя в балете Флиндта «Урок».

Накануне премьеры Флеминг Флиндт рассказал о проекте.

 — Постановка в Большом театре — это ведь не первый ваш приезд в Москву?

 — Впервые на сцену Большого театра я попал в 1968 году, когда вместе с Кирстен Симоне танцевал с труппой Большого театра главные партии в «Жизели». В 1973 году я приезжал на гастроли в Москву как руководитель Королевского датского балета. Я ведь учился и танцевал сначала в Копенгагене, потом работал в труппе «Лондон фестивал балле» (теперь это Английский национальный балет) и семь лет в Париже. В Парижской опере я танцевал и в постановках русских хореографов: принца Зигфрида в «Лебедином озере» Владимира Бурмейстера и в балетах Сергея Лифаря.

 — Обычно Парижская опера никого не принимает со стороны. Как вы попали на эту сцену в ранге «этуали» звезды?

 — Конечно, все было не просто, особенно первые месяцы. Когда профсоюзы осознали, что датчанин будет звездой, они стали противиться. Французам ведь нравится только все французское и ничего другого им не нужно. Тем не менее в Париже со мной произошли большие перемены: если Дания дала мне школу, то Париж вывел меня на международный уровень. Кроме того, Париж подарил мне знакомство с Эженом Ионеско, Жаном Луи Барро, Фрэнсисом Пуленком.

 — Известно, что вы ставили не только как хореограф?

 — В общей сложности я поставил более 60 спектаклей: это и балеты, и драматические пьесы, и оперы. Дважды я ставил оперу Прокофьева «Любовь к трем апельсинам»: в Копенгагене и в лондонском «Ковент-Гарден». С Жаном Луи Барро в 1965 году в «Метрополитен-опера» и в «Ла Скала» мы сделали постановку «Фауста» Гуно.

 — Как возникла идея поставить пьесу «Урок» Ионеско на балетной сцене?

 — Мне было 26 лет. Я танцевал в Париже и часто думал:"Ну сколько еще раз я могу танцевать принца в «Лебедином озере?» Однажды в небольшом театре «Ля Юшетт» я увидел «Урок» и «Лысую певицу» Эжена Ионеско, и мне пришла идея: «Вот если бы перенести этот урок математики в балет, добавить сюда чувств». В начале 50-х на спектакли Ионеско приходило очень мало зрителей — человек десять-пятнадцать. Однажды Ионеско позвонили из театра и сказали: «В зале нет ни души. Нужно ли играть в пустом театре?» Ионеско поступил умно, он ответил: «Подождите 20 минут, мы с женой подъедем». Спектакль тогда состоялся, а сейчас, спустя пятьдесят лет, в Париже до сих пор есть этот театр «Ля Юшетт», и там до сих пор идут эти спектакли.

Решив поставить «Урок» в балете, я сразу пошел к Ионеско, и хотя он встретил меня без энтузиазма, но сказал: «Хорошо, господин Флиндт. Напишите на листе бумаги, как бы вы хотели это поставить, и приходите через неделю». Когда я вернулся через неделю, он, ознакомившись с моим проектом, спросил: «Когда будем делать?» Был февраль. Я говорю: «Я смогу это сделать в сентябре». «До сентября я умру», — ответил Ионеско. Он всегда боялся смерти. «Урок» был поставлен впервые на датском телевидении

в 1963 году, а через шесть месяцев мы дали балетную премьеру его пьесы в Париже в «Опера комик». Ионеско же прожил еще тридцать с лишним лет.

 — «Урок» выдержал испытание временем и идет сегодня в разных театрах мира. В чем суть этого балетного высказывания?

 — Это замечательная история, можно сказать, триллер — забавный и страшный: учителя и ученицы. Подобные коллизии разыгрываются в комедии дель арте. Это не ново, но здесь есть и интеллектуальная база: история выходит за рамки сюжета к масштабу осмысления судьбы мировой цивилизации, взаимоотношений между народами в определенную эпоху.

 — Как вам работается над «Уроком» в Большом театре?

 — В Большом театре великолепные танцовщики. Они, правда, не пунктуальны, когда дело касается репетиций. Для меня главное в русских танцовщиках то, что у них есть темперамент. Именно поэтому они так востребованы в мировом балете. Балерины из России напоминают мне прекрасных русских борзых: это изумительная стать, породистость. В моем спектакле Пианистку репетирует Илзе Лиепа, а Ученицу — Светлана Лунькина. В партии Учителя выступит Сергей Филин.