Агнес Окс

Агнес Окс родилась в Эстонии, училась в Эстонской государственной балетной школе, где начала исполнять первые главные роли: Сванильду в «Коппелии» и Аврору в «Спящей красавице» (Ш действие). Обучение выявило ее подлинный балеринский стиль и манеру, присущие русской школе. После учебы в 1988 году она совершенствуется в Московской академии хореографии. В 1989 году Агнесс Окс поступает в театр оперы и балета «Эстония» и дебютирует в партии Одетты-Одиллии («Лебединое озеро») и Джульетты («Ромео и Джульетта»).

В 1990 году на международном конкурсе балета в Джексоне (Миссисипи, США) Окс была награждена премией за лучший дуэт вместе с партнером Томасом Эдуром, с которым начала танцевать еще в школе. Через год Агнес Окс принимают в труппу Английского национального балета как первая танцовщица. В 1996-м она поступает в Бирмингемский королевский балет и, начиная с 1977 года, становится приглашенной балериной.

В 2001 году Президент Эстонии награждает Агнес Окс Белой звездой третьей степени за вклад в развитие балета. Международный журнал танца в 2000 и 2001 гг. выбирает Окс балериной года. Вместе с Томасом Эдуром танцовщица получила награду лондонской критики за лучшее партнерство, а также была номинирована на лучшую женскую роль в 2002-2003 гг.

Агнесс Окс регулярно возвращается в Английский национальный балет как приглашенная
балерина. Она выступила в наиболее значимых классических партиях. Была исполнительницей премьеры «Лебединого озера» в постановке Раисы Стручковой, Авроры в «Спящей красавице» Роланда Хинда, заглавных партий в «Жизели» Дерека Дина, «Золушки» Хайнца Шперли (Цюрихский балет). На нее и Томаса Эдура хореограф Уэйн Макгрегор создал современный дует «Двое».

Репертуар Окс включает также балеты: «Щелкунчик», «Золушка», «Четыре последних песни», «Прелюды» Бена Стивенсона, «Коппелия» Хинда, «Ромео и Джульетта» Нуриева, «Пахита», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта» и «Экспромт» Дерека Дина, «Золушка» и «Мелодия звучит» Майкла Кордера, «Сфинкс» и «Соло для органа» Тетли, «Аполлон», Па де де Чайковского, «Не все ли равно» Баланчина, «Баядерка» Макаровой, «Дон Кихот» и «Ромео и Джульетта» Вероники Пэпер, «Укрощение строптивой» (Бьянка) и «Евгений Онегин» (Ольга) Джона Кранко, а также балеты Кристофера Дина, Май Мурдмаа, Марка Морриса.

Агнес Окс приглашалась для выступлений в спектаклях и гала-концертах повсеместно в мире: Австралия, Финляндия, Германия, Италия, Япония, Корея, Южная Африка, США, Чили, Бразилия, Аргентина, Греция, Россия, Франция, Венгрия, Нидерланды, Швейцария, Новая Зеландия и Эстония. 

В 2002 году Агнес Окс впервые была номинирована на Приз “Benois de la danse”.

В феврале 2004 года в творческой биографии танцовщицы произошло важное событие. По решению Общества лондонского театра она стала обладателем Премии Лоуренса Оливье за 2004 год. Об этом было объявлено на церемонии при стечении звезд в отеле Хилтон, Парк-Лейн в Лондоне. Награда за выдающиеся достижения в области танца была вручена Агнес Окс и ее партнеру Томасу Эдуру за спектакль Английского национального балета «Двое» в театре Сэдлерс-Уэллс.

Ведущий английский балетный критик Клемент Крисп написал в «Файнэншнл Таймс» 17 января: «Английский национальный балет продемонстрировал абсолютно блистательный танец. Труппа танцует с энтузиазмом и замечательным подъемом, что возрождает веру в этот балет, вызывая уважение за уже сделанное и возлагая надежды на будущее».




Ксения ОвсяникАнита Пасиловски
Copyright © 2002—2017 Центр Бенуа
benois@theatre.ru