Дьюла
Харангозо

Жюри «Бенуа де ла Данс»

Дьюла Харангозо — директор балета Венской государственной оперы и Фольксопер, а также художественный руководитель балетной школы Венской государственной оперы.

Дьюла родился в Будапеште в 1956 в балетной семье. Его отец Дьюла Харангозо-старший (1908-1974) был балетмейстером и директором балетной труппы, мать Ирен Хамала педагогом в балете Будапештской государственной оперы.

С 1984 Харангозо — гражданин Австрии. В 1966-1974 учился в Национальном институте балета в Будапеште, а в 1974-1976 — в Московской академии хореографии. 

В 1976-1983 Дьюла Харангозо танцевал в труппе балета Венгерской государственной оперы в Будапеште. В 1978 году становится первым танцовщиком.

В 1977 году награжден Призом Московской академии хореографии на Московском международном конкурсе артистов балета; а в 1978 — Золотой медалью на Всемирном конкурсе балета в Токио. 

В период с 1981 по1986 Дьюла становится премьером, а после этого до 1988 — приглашенным солистом в Балете Баварской оперы.

Как приглашенный солист Харангозо выступает в Большом театре России, Американском театре балета в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Милане, Берлине, Токио, Мехико и Южной Америке.

В 1979 впервые выступает в Вене с балетом Венгерской государственной оперы. А в марте 1982 дебютирует в Венской государственной опере в «Спящей красавице» (постановка Р. Нуриева). В сентябре 1982 становится приглашенным солистом труппы, а в 1985-1991 первым танцовщиком. Исполняет главные партии в премьерах «Раймонды» (Р. Нуриев) и «Тщетной предосторожности» (Ф. Аштон), в главных партиях в балетах: «Жизель» (Алисия Алонсо), «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Голубая птица» (все — Нуриев), «Щелкунчик» (Ю. Григорович), «Ромео и Джульетта» (Дж. Кранко), «Сильвия» (Аминто, пост. Ласло Сереги). В его венском репертуаре были также глав╛ные партии в балетах Дж. Баланчина, Дж. Арпино, Й. Ульриха, И. Клиана и Бернда Р. Бинерта («Идиот»).

С 1991 года Дьюла Харангозо — директор балетной труппы Венгерской государственной оперы. Репертуар при нем обогатился классикой XIX в. в постановке таких хореографов как Дьюла Харангозо-старший и Ласло Сереги, а также сочинениями Баланчина, Аштона, Р. Захарова, Кранко, К. МакМиллана, Ханса ван Манена, Килиана, У. Форсайта и Р. Занеллы. Он ввел в репертуар постановки венгерских хореографов нового поколения. Несколько значимых гастрольных выступлений за рубежом достойно представляли труппу.

«Дон Кихот» и «Лебединое озеро» стали его первыми постановками в Будапеште, а в ноябре 2004 он выпустил свой первый оригинальный балет «Белоснежка и семь гномов».