Урок не респектабельного господина

Театральный процесс уже давно расслоился. Каждый из театров работает на своего зрителя и хорошо чувствует его потребности. Театр им. Вл. Маяковского — один из ведущих в Москве, поражает стабильностью и знанием своей публики, которой нужны добротные, профессиональные постановки, доступные по своему содержанию и существующие в границах хорошего вкуса. «Любовь глазами сыщика» — пример именно такого уравновешенного и очень спокойного театра. Это не означает, что тут нет разнообразных, пульсирующих эмоций и остроты смысла. Это не означает также того, что вам не придется задумываться над содержанием комедии и искать в ней потаенные глубины. Нет, искать все равно придется. Потому что каждое хорошее художественное произведение обязательно содержит в себе какое-то обобщение и провоцирует размышление о жизни вообще. Поэтому в этой семейной истории, где действует супружеская пара, он - респектабельный буржуазный господин сорока с лишним лет, занимающийся налоговыми сборами, и она — двадцатилетняя особа без определенных пристрастий, в прошлом официантка из Сохо, скандально известного и отнюдь не респектабельного района Лондона, смысл все-таки есть. Ведь Питер Шеффер — не самый простой драматург, а Сергей Арцибашев — не такой уж наивный постановщик. И поэтому в истории ссоры молодых супругов, готовой обернуться разводом, сокрыты мысли о том, что такое буржуазная респектабельность, в чем ее сила и в чем ее слабости.

Мужа в этом спектакле играет Виктор Запорожский. Его герой в подчеркнуто элегантном деловом черном костюме с белой рубашкой и в столь же элегантном черном пальто похож на человека, у которого почти что нет проблем. Он успешно существует в своем бизнесе, благополучно живет и имеет твердые устои. Единственное его слабое место — это его юная жена, которую он подобрал почти что с улицы, и, подобно Пигмалиону, желает создать из нее столь же респектабельную, как и он сам, молодую леди. Но жена (Дарья Повереннова), несмотря на все его старания, все больше и больше отдаляется от него, очень страдая от того, что они оба теряют любовь. Ведь для того, чтобы с тобой рядом был близкий человек, которого ты понимаешь и вызываешь в нем ответные чувства, совсем не обязательно быть столь респектабельным деловым господином. Надо просто иметь что-то внутри себя, что позволит быть нежным, чутким и внимательным к чужому человеческому «я». В общем, преуспевающий господин в этом спектакле получает хороший урок. А преподает этот урок — очень странный персонаж с непрезентабельной смешной наружностью, по роду занятий — частный детектив, которого нанимает муж, чтобы следить за своей женой. Детектива играет Даниил Спиваковский, и это, несомненно, лучшая роль в спектакле. Сыщик, умеющий быть незаметным и вместе с тем вездесущим, преследуя молодую леди, сам попадает в трогательную и вовсе не предусмотренную его профессиональными обязанностями ситуацию, — он влюбляет в себя эту женщину. Но, будучи человеком честным и неглупым, он не собирается воспользоваться ее любовью в своих интересах. Он переодевает мужа в свой смешной, вовсе не респектабельный плащ и отправляет его в долгое месячное «преследование» жены с единственным условием — ни он, ни она не скажут друг другу ни одного слова, разговаривать они смогут только взглядами, которые, возможно, вернут им их прежние чувства.

Спектакль, в сущности, говорит о любви, о том, что она дается человеку вне зависимости от его жизненного благополучия, а чаще даже вопреки ему. И дабы усилить эту тему и поднять ее на новую высоту, Сергей Арцибашев вводит в спектакль балетную пару (Анна Антоничева и Сергей Филин), танцующую в нежном любовном дуэте. Классический балет, это чарующее, молчаливое, но так много говорящее нам искусство, делает комедию не только смешной, но и удивительно лиричной.