Статьи
Арт-директор: конкурс «Бенуа де ля Данс» создан по примеру «Оскара»


Международный балетный фестиваль «Бенуа де ля Данс» пройдет в Москве, на сцене Большого театра 18-19 мая. На форуме, ежегодно собирающем звезд балета из разных стран, состоится 18-ое вручение Приза «Бенуа де ля Данс» и пройдет благотворительный гала-концерт нынешних номинантов и лауреатов разных лет. Арт-директор «Бенуа де ля Данс» Нина Кудрявцева-Лури рассказала «РИА Новости» об особенностях этого фестиваля и о современных тенденциях хореографии. 

- Расскажите, как возникла идея такого приза и его названия?
 — Идея родилась в 90-е годы в секретариате Международной ассоциации деятелей хореографии (ныне Международного Союза хореографии). На тот момент существовало достаточно много молодежных балетных конкурсов, но не было такого, где бы награждали за высшие достижения в области балета. И мы решили его учредить. За образец взяли организацию премии американской киноакадемии «Оскар», которая вручается за лучшие фильмы минувшего года. Мы стали искать художника, который бы смог воплотить движение, дать некий обобщенный абстрактный взгляд на искусство танца. И увидев работы Игоря Устинова в тогда только что открывшемся музее семьи Бенуа, мы поняли, что это как раз тот художник, который нам нужен. Игорь согласился участвовать в нашем проекте. Чуть позже выдающийся балетмейстер Юрий Григорович — руководитель проекта «Бенуа де ля Данс» и бессменный председатель жюри — будучи на гастролях в Париже, где живет Игорь Устинов, побывал в его ателье, увидел и одобрил скульптуру приза, созданную художником. Само название приза так же возникло с подачи Игоря, принадлежащего к знаменитому роду Бенуа, сделавшему так много для русского театра и для балетного искусства и его известности в мире.

- В чем же особенность фестиваля «Бенуа де ля Данс»?
 — Это единственный в мире ежегодный конкурс такой концепции. Был подобный приз имени Нижинского, в Монте-Карло, но он уже перестал существовать — и не удивительно, поскольку дело это очень нелегкое, кропотливое, требующее серьезных финансовых вложений. И мы горды тем, что существуем уже 18 лет. Мы благодарны министерству культуры России, которое поддерживает нас и организационно и финансово. Рады, когда приходит помощь и от других стран. Например, в этом году желание участвовать в нашем проекте высказала Аргентина, страна, отмечающая в мае свое 200-летие и 175-летие с момента установления дипломатических отношений с Россией. Они предложили свою помощь, оплатили приезд своих танцовщиков, а знаменитый Хулио Бока — звезда мирового балета из Аргентины, который был в жюри «Бенуа де ля Данс» — присылает в Москву для участия в благотворительном концерте своих исполнителей — Элеонору Касано и ее партнера Габриэля Понсе.

«Бенуа де ля Данс» — это конкурс звезд, ведь каждый из номинантов — ведущий танцовщик в своем театре и, кроме того, многие являются международными звездами, востребованными во многих театрах мира. География нашего конкурса огромна и включает более 30 стран. Единственный континент не участвующий в «Бенуа» — это Африка. Мы очень хотели привлечь к конкурсу Южную Африку, где раньше была сильная балетная школа. Но, к сожалению, сегодня мы не смогли найти того, кто соответствовал бы уровню приза «Бенуа де ля Данс».

- Какие тенденции, на ваш взгляд, наиболее характерны для современной хореографии?
 — К сожалению, все театры сегодня стали похожи друг на друга. Все в стремлении не отстать, быть не хуже других, теряют свое собственное индивидуальное творческое лицо. Например, средние американские труппы все одинаковые — такие «балетные близнецы». К сожалению, и российские труппы сегодня не стараются сохранить свою уникальность, своеобразие, то, чем они прославились, и за что весь мир любит русский балет. Чтобы не отстать, приглашают хореографов, которые ставят по всему миру и приезжают в Россию с уже готовыми спектаклям. И все только лишь для того, чтобы показать, что и у нас тоже есть подобные современные постановки. Общеизвестно, что от русского балета ждут, прежде всего, классику или неоклассику — то есть то, чем сильна русская школа, и в чем неподражаемы русские исполнители. Ехать в Америку с Баланчиным — это все равно, что в Тулу со своим самоваром. Ясно, что американцы танцуют Баланчина без всякого сомнения лучше. Надо показывать то, в чем мы являемся непревзойденными авторитетами и законодателями в мире.

- Но разве российскому балету не нужен современный репертуар?
 — Современный репертуар необходим. Но, во-первых, все дело в пропорции, а во-вторых, конечно, можно приглашать современных талантливых хореографов, но, несмотря на финансовые трудности, лучше стараться, чтобы они создавали оригинальные спектакли специально на эту конкретную российскую труппу, с теми особенностями, которые ей свойственны. И если это на самом деле талантливые художники, то они воспримут своеобразие этого балетного коллектива и создадут в своем стиле, но оригинальное произведение. Это обогатит и самих балетмейстеров, и даст возможность танцовщикам проявить себя в новом качестве и одновременно расширить репертуар театра. И при этом всем не позволит труппе потерять свое лицо, если оно есть. А ставить в Большом или Мариинском театре, или в российской провинции, где сильные балетные составы, мечтают все. Желание работать в России огромное. Престиж русской школы (а педагоги из России работают практически во всех балетных школах мира) до сих пор высок. Русские исполнители сегодня танцуют по всему миру, звезд Большого и Мариинского ждут на самых престижных сценических площадках.

- Как вы оцениваете уровень нынешнего конкурса «Бенуа» и его номинантов?
 — Как высочайший уровень международного масштаба. Все номинанты — ведущие мировые звезды, исполнители главных партий, желанные в каждом театре. Интересно, что практически все они номинированы за работы в классике или неоклассике. Например, солистка Большого театра Мария Александрова номинирована на приз за исполнение партии Никии в «Баядерке» Минкуса и за главную роль в балете «Эсмеральда» Пуни. Звезда Парижской национальной Оперы Изабель Съяраволла — за заглавную роль в «Жизели» Адана. За работы в балете «Жизель» номинированы также солист Парижской национальной Оперы Стефан Бюльон и Дэвид Холберг, представляющий американскую балетную школу. Награды достанутся достойным талантливейшим мастерам. Мы рады, что в этом году сможем исполнить то, что не удалось из-за кризиса сделать в прошлом году — вручить приз «Бенуа де ля Данс» победителям 2009 года. Надеемся, что даже вулкан не рискнет испортить нам праздник. 

РИА Новости является главным информационным агентством фестиваля.

,





СтатьиСтатьи
Copyright © 2002—2017 Центр Бенуа
benois@theatre.ru