«Русский Гамлет» Эйфмана

Гамлет из Михайловского замка Театр Бориса Эйфмана показал свой новый балет в Петербурге Русский Гамлет… К этой теме Борис Эйфман обратился не случайно: его всегда привлекали как переломные драматические моменты истории, так и трагические судьбы отдельных людей, будь то тяжкий путь познания мира братьями Карамазовыми или биография мятущейся балерины Ольги Спесивцевой, вовлеченной в красный
вихрь революции. 

Павел I для Эйфмана прежде всего человек, со всеми его тревогами и сомнениями. Человек, волею судеб обреченный жить и чувствовать среди придворных интриг и заговоров, вынужденный реагировать на прихоти властной Екатерины II, окруженной любовниками, наушниками, интриганами. Дитя, отрок, влюбленный юноша, зрелый муж, готовый, казалось бы, к решительным поступкам, подавляемый могучей волей матери. Игорь Марков создает образ Павла так убедительно и искренно, что начинаешь понимать, сколько душевных мук претерпевает его герой, вошедший в нашу советскую историографию лишь как тиран и самодур. Павел Александра Мелькаева более порывист, нетерпелив, горяч в решениях и поступках, он по-своему совестливый и честный человек и пытается оградить от беды все святое, как это святое рисуется ему.

Властной и жестокой предстает Екатерина II в исполнении Елены Кузьминой; хореографический строй ее танца отличается четкостью, выразительностью, силой. Ее улыбка лукаво-обманчива, в пластике заключена обворожительно коварная непредсказуемость.

Женственность, пленительная красота линий, разнообразие психологических красок отличают героиню Веры Арбузовой. Этой героине не на что рассчитывать, кроме своих женских чар, ее танец певуч, а каждое движение почти импровизационное, эмоциональное следование за потоком музыки.

Потемкину Альберта Галичанина неведомы укоры совести, идти напролом и добиваться невозможного — вот девиз, которому он следует, чутко улавливая камертон придворной жизни. Актер-танцовщик Галичанин отлично справляется с трудной лексикой танца, будь то сложнейший любовный дуэт или сольная вариация воина-полководца. Второй исполнитель партии Юрий Ананян привносит в образ Потемкина
неукротимый пыл страстного поклонника-кавалера, партерные движения, летящие прыжки, мгновенные паузы живо передают всю сложность его психологических взаимоотношений с жизнью.

Алина Солонская и Надежда Позднякова каждая по-своему раскрывают образ Возлюбленной Павла. Героиня Солонской более расчетлива и прагматична, она отлично понимает, какую опасную игру затеяла, пытаясь покорить сердце Павла. Позднякова же, напротив, придает образу некую растерянность и наивность, ее героиня живет по велению сердца, а не по диктату разума.

Эйфман-режиссер — особая тема, еще мало исследованная. Органичное сочетание музыкальных глубин с пластическим эмоциональным откликом и составляет «эффект Эйфмана», затягивает в его художественный мир, придает ему поэтическую значительность. Эйфман всегда создает действие, живущее по строгим законам драматургии. Замечательно придуманы и воплощены сцены «мышеловки», воинских парадов и скачек, любовных свиданий, словно озаренных лунным сиянием.

Кажется, нет предела творческой фантазии постоянного соавтора Эйфмана художника Вячеслава Окунева, умеющего строгими средствами выразить суть сцены или эпизода. У него любая деталь оформления — значащий символ, раскрывающий потаенный смысл действия. 

Труппа Бориса Эйфмана — это единый сильный коллектив, готовый освоить самые сложные затеи своего руководителя. Какой техникой, какой динамикой обладают его предельно выразительные танцовщики! Здесь нет массы «у воды», здесь все — активные действующие лица спектакля.

«Русский Гамлет» пришел в Петербург после победного шествия по театрам мира. Спектакль повзрослел и окреп, обрел новые краски и психологические оттенки, стал еще одной победой Театра Бориса Эйфмана.