Завтра на сцене Государственного Кремлевского дворца состоится премьера балета «Корсар» (А. Адан, Ц. Пуни) в постановке Юрия Григоровича.
Накануне премьеры MK. ru удалось пообщаться с выдающимся хореографом.— Юрий Николаевич, почему вы взялись именно за балет «Корсар», который ставится довольно часто?
— А почему бы и нет? Это название из русской балетной классики, а потому из разряда вечных. Я ставил «Корсара» Адольфа Адана в Большом театре в 1994 году, в Краснодарской труппе — в 2005-м и находил в том удовольствие. Я знаю «Корсара» с детства, еще со времен учебы в Ленинградском хореографическом училище. Там моими учителями были непосредственные сотрудники Мариуса Петипа, заставшие самого великого хореографа и помогавшие ему в постановках многих балетов, «Корсара» в частности. Поэтому я мог непосредственно перенять из их рук тексты великого мастера. Шло время, в них вносились изменения — и последующими хореографами, и исполнителями. И на сегодняшний день мы можем говорить лишь о некоторых достоверных фрагментах, сохранившихся, дошедших до наших дней. Это не ослабляет впечатления от всего балета, он по-прежнему любим публикой и артистами. Но это и предъявляет к постановщикам свои требования — сохранности языка и чистоты стиля, а главное, я бы сказал, тех принципов, что заложены в «Корсар». А именно: сочетание чистой классики, демихарактерного танца и старинной пантомимы. Как добиться сосуществования, их гармоничного единства не утеряв ничего, но и создав при этом зрелище современное, динамичное, хоть как-то наполненное актуальным духовным смыслом и обращенное к зрителям сегодняшнего дня. А задумывался «Корсар» в «Кремлевском балете» не вчера, а по-моему, уже года два назад. И вот выходит сейчас.
— Какова главная идея балета? Есть в нем какое-то смысловое послание к зрителю?
— В «Корсаре» довольно напряженный сюжет, связанный с похищением женщины в более широком плане женской красоты и обладанием этой красотой. Но помимо магистрального развития событий в «Корсаре» как балете классического наследия есть иной, надсюжетный план — это самодостаточный сценический танец во всем его разнообразии. Каждый волен прочитывать в балете то, что ему близко, и следить за развитием собственно спектакля. Хорошо, конечно, чтобы оба эти плана — смысловой и эстетический — не спорили друг с другом, а органично сочетались, вытекали один из другого. Посмотрим, как получится в «Кремлевском балете». В любом случае каждое новое обращение к классике не пройдет бесследно ни для труппы, ни для тех, кто придет на спектакль.
— Одну из главных ролей, невольницы Медоры, вы доверили Анастасии Волочковой не случайно?
— Я сотрудничаю с Анастасией не первый год — и в Большом театре, и в моей краснодарской труппе, она танцует многие мои балеты. К тому же «Корсар» в репертуаре очень давно, еще со времен Мариинского театра, когда она делала первые шаги на сцене. Затем танцевала «Корсара» в Краснодаре, гастролировала с нами на сцене Мариинского театра, и с успехом. Медора — ее партия, она в ней убедительна. Она соответствует ее возможностям и тематически перекликается с некоторыми авантюрными сторонами ее характера. Сегодня она признанная балетная прима. Так что не вижу причин, почему бы ей не показаться и в новой постановке в «Кремлевском балете». Помимо нее в партии Медоры заняты две другие балерины — Кристина Кретова и Александра Тимофеева.
Справка MK.ru. Юрий Григорович ≈ выдающийся русский хореограф, воспитанник петербургской школы русского классического балета, начинал как солист Мариинского театра, затем осуществил на его сцене свои первые хореографические работы ≈ ⌠Каменный цветок■ С. Прокофьева (1957) и ⌠Легенда о любви■ А. Меликова (1959). В 1964≈1995 годах ≈ главный балетмейстер Большого театра России. Это время наивысшего художественного расцвета труппы, завоевания ею мирового признания и авторитета. С 1995 года по настоящее время ≈ возглавляет Театр балета Юрия Григоровича, базирующийся в Краснодаре (Россия) и активно гастролирующий во многих странах мира: Ливан, Испания, Португалия, Япония, Италия, Турция, США, Германия, Великобритания. Отмечен многими правительственными наградами, творческими премиями и отличиями в области искусства и культуры разных стран (всего свыше 40). ⌠Корсар■ ≈ один из балетов классического наследия и сохраняется в репертуаре многих театров более 150 лет. Впервые он был показан на сцене Большой парижской оперы в 1856 году. В нынешней постановке ⌠Корсара■ сохранены наиболее эффективные танцевальные сцены и номера, знакомые широкому зрителю: картина ⌠Оживленный сад■, танцы одалисок, любовный дуэт в гроте и другие хореографические фрагменты. В спектакле, раскрывающем лирическое и эмоциональное богатство партитуры, используется также музыка композиторов Ц. Пуни, Л. Делиба, Р. Дриго и других. Среди участников нынешней премьеры приглашенные солисты Анастасия Волочкова (Большой театр России), Сергей Сидорский (Национальная опера Украины). В спектакле заняты также учащиеся Московской государственной академии хореографии.