Статьи
Старухи, бабочки, дворники
Хореограф Алексей Ратманский показал новую работу на фестивале «Территория»
Российская газета
Спектакль на музыку вокального цикла Леонида Десятникова «Любовь и жизнь поэта» по семи стихотворениям обэриутов Даниила Хармса и Николая Олейникова показал хореограф Алексей Ратманский в рамках фестиваля «Территория-2007». Действо под названием «Вываливающиеся старухи» озвучили Марат Гали (тенор) и пианист Алексей Гориболь.

«Карусельная» суета и мотивы еврейской народной поэзии пронизывают текстуру спектакля, показанного на «Другой сцене» театра «Современник». В основе «Вываливающихся старух» — пластическое эссе о человеческой жизни и судьбе во вселенском контексте времени. Во внутреннем посыле — тема вечного изгнанничества, легкая ирония над библейской меланхолией, юмор в пластическом обыгрывании абсурдных ситуаций типа упертой борьбы за «чистоту расы». Виртуозная игра внутри «малой формы» — конек хореографа Алексея Ратманского. Худрук балета Большого театра привлек к этой работе артистов своей труппы, и танцовщики блестяще справились с непростыми задачами: прочувствовать сущностную атмосферу интеллектуальных лабиринтов музыки Десятникова, вслушаться в поэтическое междустрочие текстов Хармса и Олейникова (в артикуляции Гали) и пластически донести замысел хореографа.

Ратманский в спектакле где-то прямолинейно, а где-то иносказательно жонглирует, переплетая категории искусства и реальности, с юмором «кидает» цитаты в «лоб» или наоборот окутывает их флером недосказанности. Например, в эпизоде «Старуха» сплетаются горестные рефлексии состарившейся женщины и философские раздумья о жизни, старении, смерти. Корчи старухи на стуле изображает видная «клоунесса» Большого театра Анастасия Винокур, а вокруг нее циркулируют Наталия Осипова и Денис Савин, иллюстрируя «года и дни бегут по кругу».

В спектакле Ратманского набросано множество остроумных обериутских «иллюстраций»: бабочка в белой пачке на пуантах, усатые дворники с метлами, раскачивающимися, как набат. В пасторальном «Жуке» весело резвятся «евреи, которые на веточках сидят»: воробей, канарейка, божья коровка и прочие. Под заклинание «кто не евреи — те все погибают» Геннадий Янин, крутивший на огромной скорости гранд-пируэт, падает замертво. Украшением спектакля также стали Наталия Осипова и Екатерина Крысанова, без всякой нарочитости показавшие высочайшую технику вращений, прыжков, шагов. Ратманскому удалось представить всех участников балета единой командой и в то же время высветить индивидуальность каждого. Хореография спектакля — диалоги с музыкой и словом. По направлению к «синтетическому театру» Алексей Ратманский, видимо, нашел те самые «новые формы», о которых мечтал чеховский Треплев и которые создали обэриуты.

Александр Фирер, 9.10.2007





СтатьиСтатьи
Copyright © 2002—2017 Центр Бенуа
benois@theatre.ru