Жуки и мухи да старухи

Балет Большого театра в программе фестиваля современного искусства «Территория» выглядит вызывающе. Но его присутствие оправдано именем Алексея Ратманского, которое в последние годы стало символом осовременивания академических кущ. Хореограф в очередной раз безошибочно угадал, чего именно сегодня ждет от него публика. Публика дождалась маленького балетика под названием «Вываливающиеся старухи» на музыку вокального цикла Леонида Десятникова «Любовь и жизнь поэта» — его в углу сцены исполняют Марат Гали и Алексей Гориболь.

В персонажах балета в соответствии со стихами Хармса и Олейникова легко распознаются жуки, воробьи и мухи. Танцовщики с наслаждением кидаются в щедрые на виртуозность комбинации и предаются игре в балетные цитаты, которая всегда особенно удается хореографу. Ратманский, как никто, умеет соединить канканирующий энтузиазм и сердечную тоску, экспрессию и меланхолию — все то, чем захватывают тексты обэриутов и музыка Десятникова.

Идеального единства, которым запомнилось предыдущее обращение Ратманского к Десятникову («Русские сезоны» в New York City Ballet), на этот раз не возникло. Там, где музыка выявляла трагический подтекст детской нарядности слова, танец иллюстрировал лишь наивный восторг. Но идеальным оказалось взаимопонимание хореографа и молодых танцовщиков Большого театра, выступивших веселой командой.