Статьи
Фестиваль «Территория»

TimeOut Москва
В этом году у фестиваля, который год назад придумали Евгений Миронов, Кирилл Серебренников и Теодор Курентзис, появился подзаголовок — «Тело в городе», и потому в нем много танцев. Начнется все с премьеры «Вываливающихся старух» Алексея Ратманского — худрук балета Большого театра, отодвинув репертуарные планы и гонор главного театра страны, будто сорвал с себя галстук и поскакал вприпрыжку под дождем. Балет с таким названием Ратманский уже ставил в Киеве, когда был юн, хулиганист и никому не известен.

Теперь на «Территории» появится новая версия. Танцуют в ней несколько артистов Большого театра, те, кто готов доверять своему худруку, а придумана она на вокальный цикл Леонида Десятникова «Любовь и жизнь поэта». Восемнадцать лет назад петербургский композитор сочинил этот цикл на стихи Николая Олейникова и Даниила Хармса, и исполнять его будут пианист Алексей Гориболь вместе с тенором Маратом Гали, что они уже делали несколько раз, но без всякого балета.

Следующим событием недели станут гастроли Теро Сааринена с двумя моноспектаклями — «Охота» и «Человек в комнате». Финский танцовщик и хореограф начал учиться танцу очень поздно — ему было семнадцать. Поздний старт гарантировал сознательное отношение к делу — танцы и постановки Сааринена набиты рефлексией под завязку. Но эта рефлексия, постоянные отсылки к чужим классическим работам не уничтожают энергии танца — наоборот, будто взрывают его изнутри. Так происходит в «Охоте» на музыку «Весны священной» Стравинского — Сааринен превращается в жреца и жертву одновременно. Многонаселенная повесть о языческом жертвоприношении, сочиненная Стравинским в начале XX века, в веке XXI становится монологом о том, что ад - это не другие, ад - это ты сам, и никто большего ада тебе не обеспечит. 

На следующей неделе «Территория» представит еще одну «Весну священную». Ее станцует компания из четырнадцати нигерийских танцоров. Французский хореограф Эдди Маалем помещает чернокожих артистов в белый павильон и старается следовать страшноватой музыке.

А второй монолог — «Человек в комнате» — Сааринену сочинила Каролин Карлсон, главный инженер-конструктор французского балета. Семь лет назад в этом моноспектакле танцовщик демонстрировал публике Венецианской биеннале свое умение запросто скрещивать эксцентрику и лирику, а также владеть своим скелетом как идеально управляемым мягким механизмом. Именно этим он займется и в Москве, и трудно придумать более подходящую иллюстрацию к теме фестиваля о Городе и Теле в нем.

Анна Гордеева, 1.10.2007





СтатьиСтатьи
Copyright © 2002—2017 Центр Бенуа
benois@theatre.ru