Культурный теракт

В столице стартовал фестиваль современного искусства «Территория»

Уже во второй раз в Москве проходит один из самых авангардных и экспериментальных фестивалей столицы — «Территория». Задача у мероприятия — откровенно диверсантская: стереть границы между известными видами искусств так, чтобы не осталось ни театра, ни музыки, ни живописи, ни танца в чистом виде. Культурный теракт будет идти по всей Москве вплоть до 14 октября. В программе — спектакли, фильмы, концерты, поэтические вечера и мастер-классы.

Первая «Территория» во многом была пробной. Посвященная культурному андеграунду, она проходила скромно и осторожно: в московском метро. В этом году фестиваль — с подзаголовком «Тело в городе» — заметно осмелел и вышел на поверхность. Его «сценой» стала чуть ли не вся Москва, а поучаствовать в программе и провести мастер-классы согласились мэтры и мировые знаменитости, в том числе режиссеры Ромео Кастеллуччи и Деклан Доннеллан, хореографы Эдди Маалем и Теро Сааринен. Набираться опыта у звезд театра и кино со всей страны приехали 150 студентов театральных вузов (из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ярославля, Новосибирска, Екатеринбурга и Саратова). Опекать их на «Территории» будет Чулпан Хаматова.

Поспеть везде — можно даже не пробовать: слишком много параллельных мероприятий одновременно пройдет в разных точках Москвы. Эпицентром событий станет Государственный театр наций — там с полудня до полуночи будут проходить встречи зрителей и организаторов, можно будет послушать диджеев, посетить выставку «Тело в городе» и пересмотреть киноклассику: творения Кустурицы, Бертолуччи, Антониони, Феллини, Альмодовара, Блие. 

Одним из главных событий станет приезд итальянского авангардиста Ромео Кастеллуччи, шокирующих работ которого москвичи не видели с 2001 года. За это время режиссер успел воплотить мегапроект “Tragedia Endogonidia” — цикл из 11 спектаклей, поставленных в десяти городах Европы. В Москву Кастеллуччи привез четвертую часть своего мозаичного творения, посвященную Брюсселю. Речь пойдет о физиологическом возрасте человека: о рождении, старении и смерти. Зрелище обещает быть пугающим и отвратительным: Кастеллуччи понимает театр как «искусство плоти», а жизнь как «трагедию» и не ограничивает себя в выразительных средствах. Голая женщина с одной грудью, горы трупов и кровь, наводняющая сцену, нож, скользящий по горлу ребенка, — все это в стиле итальянского мастера. Слова для понимания не потребуются. Трагедия Кастеллуччи, как удар тока, чувствуется всем телом и не требует перевода.

Еще одно жутковатое творение — спектакль “VSPRS” бельгийского хореографа Алана Плателя, который покорил зрителей прошлогоднего Авиньонского фестиваля. Это балет на музыку Монтеверди с участием непрофессиональных танцоров, инвалидов и детей. Нарочитая телесность, животная суть человека, пробудившиеся инстинкты стали темой еще двух хореографических постановок: французской и финской версии балета «Весна священная» Игоря Стравинского. В финской версии (балете «Охота») «человек-кошка» Теро Сааринен станцует технологичный, нарочито некрасивый танец в необычном костюме-экране, на который будет проецироваться видеоизображение. А французский режиссер Эдди Маалем покажет экзотичную версию «Весны священной»: в белом павильоне на черном полу 14 темнокожих артистов из разных концов Африки закружатся в диком, таинственном танце, больше похожем на ритуал, чем на балет.

«Нашим ответом Чемберлену» станет коротенькая премьера — «Вываливающиеся старухи» на стихи Николая Олейникова и Даниила Хармса. Всего на один день к композитору Леониду Десятникову присоединится худрук Большого театра Алексей Ратманский и авангардный художник из группы «АХЕ» Максим Исаев — музыкальный концерт впервые обретет театральную плоть. Еще одна заметная российская акция — спектакль «Поэтические выборы» в Политехническом музее. Поставленный режиссером «Новой драмы» Русланом Маликовым, он пройдет в форме состязания: шесть лириков разных возрастов и стилей (Елена Исаева, Елена Фанайлова, Дмитрий Воденников, Юлий Гуголев, Всеволод Емелин, Андрей Родионов) будут сражаться за звание «короля поэтов», как когда-то, в 1918 году, сражались на этой сцене Игорь Северянин и Владимир Маяковский. 

Музыкальная часть фестиваля, которой «заведует» Теодор Курентзис, — настоящий праздник для меломанов. В «Школе драматического искусства» пройдет концерт современной музыки, где впервые «Свадебку» Стравинского вместе споют оперный хор и фольклорный ансамбль, а в Кафедральном соборе Непорочного зачатия пресвятой Девы Марии за один вечер можно будет прослушать ретроспективу европейского хорового искусства от XXII века до конца XX столетия. Но все самое вкусное организаторы оставили на потом: фестиваль завершится масштабным концертом-ораторией «Мистерион» в постановке Кирилла Серебренникова. На сцену Концертного зала Чайковского разом выйдут известные артисты во главе с Евгением Мироновым, три хора профессиональных певцов и те, ради кого и задумывался фестиваль-школа «Территория» — будущие актеры из регионов. Вместе этот огромный хор споет «Мистерию о конце времени» Карла Орфа. Сочинение с довольно мрачным названием станет логичной точкой фестиваля довольно мрачного современного искусства.