Статьи
Евгений Миронов и Кирилл Серебренников открывают фестиваль «Территория»

Агентство национальных новостей
Фестиваль «Территория», затеянный в прошлом году командой единомышленников от художественного мейнстрима, открывается в Москве в среду и продлится до 14 октября. В этом году фестиваль проходит при поддержке Администрации президента РФ и Федерального агентства по культуре и кинематографии. 

Проект по-прежнему декларирует свою образовательную функцию в отношении студентов из глубинки, прозябающих в стороне от столбовой дороги (зачинщики все не «люди не местные», но определяющие московскую художественную моду — Кирилл Серебренников, Евгений Миронов, Роман Должанский, Теодор Курентзис и Чулпан Хаматова, хорошо знакомые с чувством неутоленности культурного голода): «Молодежь должна понимать тот язык, на котором говорит мировое художественное сообщество». А также стремится расширить границы стереотипного восприятия у потребителя, ждущего от искусства соответствия своим несмелым ожиданиям, смело запуская традиционные и свежерожденные жанры на территории друг друга.

Если первая «Территория» избрала свои символом Метрополитен (в cмысле — андерграунд), то вторая, вдохновленная идеей стройки, в качестве темы для разговора со зрителем выбрала «Тело в городе». Соответственно, церемония открытия Фестиваля, по замыслу авторов, могла бы состояться и в роддоме, и в травмопункте — местах, где любое тело хотя бы раз, да побывало, но победила Стройка, как символ социокультурной жизни тела в мегаполисе.

«Територия-2006» спровоцировала самые противоречивые эмоции и критические размышления. На это и рассчитывали — заявила арт-дирекция фестиваля на пресс-конференции, проведенной накануне открытия на стройке, затянувшейся на 20 лет в Театре Наций (директором которого после первой «Территории» стал один из ее отцов-основателей Евгений Миронов). В театральном пространстве, где ярусы обозначены каркасами, живописно выступающими из полусферы амфитеатра, и набросками балконов, пока больше напоминающих строительные леса, арт-директора расположились в зоне наибольшего риска и надели желтые строительные каски, соблюдая технику безопасности на стройке и предвидя опасные вылазки со стороны аудитории (по другой версии — предохраняясь от обломков при разрушении стереотипов о самих себе).

Ряды единомышленников не поредели — к прошлогодней арт-дирекции присоединился режиссер по пластике Андрей Ураев. Возможно, поэтому на нынешней территории — господство хореографии (в прошлом году этот жанр был представлен лишь «Провинциальными танцами»). Хореографии полюсовой — «Весну священную», к примеру, сначала станцует человек-театр, танцовщик и хореограф из Финляндии Теро Сааринен, а затем — четырнадцать чернокожих танцоров Театральной компании Эдди Маалема из Франции. Хореографии, балансирующей на стыке жанров, — “Les ballets C. De la B.” Алана Плателя покажет спектакль “VSPRS” в котором танцоры кричат, а музыканты вместе с певицей разбивают мелодию Монтеверди на звуки и паузы.

Театральную программу фестиваля Роман Должанский обозначил как зону напряжения и поле для дискуссий. Спектакль “Tragedia Endogonidia”, открывающий фестиваль, — четвертый из одиннадцати спектаклей проекта, прошедших в десяти европейских городах.

«Наш театр — не тот, который что-то рассказывает. Наш театр имеет дело со зрителем, не дает ответа, но создает проблемы. Трагедия — эстетическая форма, которая родилась в прошлом, но относится к будущему» — пояснил на пресс-конференции автор истории, режиссер, сценограф и художник спектакля Ромео Кастеллуччи (знаменитый итальянец не был в Москве, которую считает территорией театра, со времен Театральной Олимпиады-2001).

За музыку, звучащую над «Территорией», снова отвечает Теодор Курентзис, устроивший в прошлом году настоящее испытание для меломанов в зале Чайковского и очаровавший аудиторию на мастер-классе. На этот раз он будет дирижировать концерт современной музыки в театре «Школа драматического искусства», затем представит ретроспективу хоровой музыки от зарождения до конца двадцатого века и завершит «Территорию-2007» премьерой оратории «Мистерия о конце времени» Карла Орфа в постановке Кирилла Серебренникова (в первый и последний раз это сложное представление исполнялось 35 лет назад, на Зальцбургском фестивале).

«Музыка — не музейный экспонат, недоступный для посетителей, она творится не для тех, кто ее делает, а для тех, кто может ее услышать. Они — соавторы. Музыка — не ритуальное искусство, не искусство, чтобы показывать, а искусство, чтобы жить», — убежден Курентзис, который снова обещает изумить своим мастер-классом.

Удавшийся в прошлом году эксперимент с возрождением вечеров поэзии в Политехническом будет продолжен новым, актуальным на сегодня сюжетом Выборов. На этой «Территории» будут выбирать Короля поэтов (как в восемнадцатом году выбирали между Маяковским и Северянином).

Часть «Территории» отдана под «Искусство завтра». Режиссерские и актерские мастер-классы, от кажущихся приверженных традициям (Режиса Варнье) до радикального «Как убить плохого артиста» Андрия Жолдака и Мастер-класса Юриса Поскуса, автора фильма «Монотонность» (приз 29-го Московского кинофестиваля"За лучший фильм конкурса «Перспективы»), будут проходить на протяжении всего фестиваля.

Так же, как и показы компании «Другое кино», впервые попавшей на Территорию (кстати, при помощи Европейского Сообщества).

Безусловной «фишкой» фестиваля обещает стать финансируемый им постановочный проект. В прошлом году спектакль Дмитрия Крымова «Демон» получил Премию Станиславского. На этот раз вокальный цикл Леонида Десятникова «Любовь и жизнь поэта» на стихи Николая Олейникова и Даниила Хармса поставил главный балетмейстер Большого театра Алексей Ратманский. «Нарисовал» все это Максим Исаев из творческой группы АХЕ, исполнили Алексей Гориболь и Марат Гали, и получились «Вываливающиеся старухи».

Светлана Полякова, 3.10.2007





СтатьиСтатьи
Copyright © 2002—2017 Центр Бенуа
benois@theatre.ru