Статьи
В городе будет много тела

Время новостей
Анна Гордеева

Вчерашняя пресс-конференция, посвященная грядущему открытию фестиваля современного искусства (спектакли начнутся завтра), проходила в строящемся здании Театра Наций. Евгений Миронов, Кирилл Серебренников, Теодор Курентзис (учредители феста) щеголяли рыжими строительными касками. Пафос созидателей нового искусства иногда перехлестывал разумные пределы (например, когда было сказано, что вечера поэтов в Москве широко распространились лишь после поэтического вечера предыдущей «Территории», поверить в это мог бы лишь тот, кто вовсе не интересуется литературной жизнью столицы), но в целом был понятен: люди составили качественную программу и законно этим горды.

Девиз нынешней (второй по счету) «Территории» — «Тело в городе». Потому большая часть событий связана с искусством невербальным и плотским: на этой «Территории» властвуют танец и балет. В субботу на Другой сцене «Современника» покажут премьеру Алексея Ратманского — худрук Большого, собрав вокруг себя нескольких верящих в него артистов главного театра страны, сотворил маленький балет на музыку Леонида Десятникова: «Вываливающиеся старухи» апеллируют к обэриутам. Затем придет черед иноземных гостей, и на сцене Театра Луны и «Театриума на Серпуховке» последовательно появятся финн Теро Сааринен со своей версией «Весны священной» (балет Стравинского превращен в монолог, где герой одновременно и охотник и жертва, и носит новое название — «Охота»), француз Эдди Маалем — с тем же Стравинским, под своим именем, но судороги языческой Руси доверено воплощать четырнадцати чернокожим танцовщикам, и бельгиец Алан Платель, в своем “VSPRS” переложивший «Вечерню Марии» Монтеверди на язык цыганских ритмов.

Драме и поэзии отдано по одному вечеру: фест начнется со спектакля Ромео Кастеллуччи «Tragedia Endogonidia. BR#04 Bruxelles» в Центре имени Мейерхольда, а в субботу в Политехническом музее состоятся выборы Короля поэтов (устроители решили вспомнить аналогичное мероприятие 1918 года, на котором Игорь Северянин победил Владимира Маяковского). Искусство совсем бесплотное — музыка — тоже не будет забыто на этом «телесном» фестивале. За составление этой программы отвечает Теодор Курентзис, и он последовательно представит концерт современной музыки и музыку средневековую; «Мистерионом» же, поставленным Кириллом Серебренниковым на музыку Карла Орфа, фестиваль будет закрываться.

На пресс-конференции все учредители феста много говорили о просветительской функции «Территории»: как и год назад, в Москву снова привезут студентов провинциальных творческих вузов. По словам начальника управления современного искусства ФАКК Майи Кобахидзе, с энтузиазмом поддерживающей фестиваль, «молодежь должна понимать тот язык, на котором говорит мировое художественное сообщество». Молодежи адресована и вторая программа феста; называется она «Искусство завтра» (основная — «Искусство сейчас») и представляет собой череду мастер-классов современных мэтров. В их числе — сам Курентзис, лидеры танцевальных трупп, что приедут на фест, Деклан Донеллан и Андрий Жолдак. Штаб-квартира феста разместится в Театре Наций. Как и в прошлый раз, фестиваль проходит при поддержке администрации президента Российской Федерации. 

Анна Гордеева, 3.10.2007





СтатьиСтатьи
Copyright © 2002—2017 Центр Бенуа
benois@theatre.ru