Всеобщая мистерия

«Вываливающиеся старухи» Хармса, средневековая музыка в костеле и африканские танцовщики на фестивале современного искусства «Территория»

В Москве начинается II Международный фестиваль «Территория», представляющий культурные явления, которые существуют на границе разных видов искусств и жанров. «Пятница» рассказывает об основных событиях его афиши.

Музыка

Фольклорные ритуалы, концерт в храме, всеобщая мистерия — таковы вехи музыкальной программы фестиваля, чье лицо — дирижер Теодор Курентзис. Артист молодого поколения, он сумел втянуть в свою орбиту и тех, кто боролся за авангард в России в докурентзисову эпоху. Ансамбль ударных Марка Пекарского, ансамбль народной музыки Дмитрия Покровского теперь выступают рука об руку с образованным самим Курентзисом оркестром “Musica Aeterna” и хором “New Siberian Singers”, ведомым его коллегой из Новосибирска Вячеславом Подъельским. 

Приманка первого концерта — «Свадебка» Стравинского в совместном исполнении народников Покровского и академических новосибирцев. Десять с лишним лет назад «покровцы» спели «Свадебку» так, что заставили академистов кусать локти. Теперь диспут продолжится. В той же программе и редчайшее у нас исполнение мэтра авангарда немца Хельмута Лахенмана, разнимающего звук до атомов.

«Концерт в костеле» — более типичное сочетание средневековой музыки и ХХ века, но наверняка именно в этой программе новосибирцы и Курентзис выдадут самое лучшее качество.

Закрытие фестиваля — запланированная сенсация, российская премьера оратории Карла Орфа «Мистерии о конце времени», его последнее сочинение из 1970-х, написанное почти через 40 лет после «Кармины бураны». Творцы «Территории» здесь символично объединятся: дирижирует Теодор Курентзис, текст читает Евгений Миронов, ставит действо Кирилл Серебренников.

Театр

Масштабный проект итальянского режиссера Ромео Кастеллуччи “Tragedia Endogonidia” («Трагедия, рождающаяся из самой себя») состоит из одиннадцати частей, каждая из которых соотнесена с каким-то европейским городом. Начинается и заканчивается все в Чезене, где родился Кастеллуччи, а в промежутке есть «остановки» в Париже и Риме, Лондоне и Марселе, Страсбурге и Берлине. На «Территорию» привезут четвертую часть проекта, связанную с Брюсселем. В основе спектакля нет готовой пьесы, его главная тема — человеческий возраст с проблемами роста и социальной адаптации, существования в городах, которые Кастеллуччи называет «лабораторией насилия», и постепенного умирания. Повествование в проекте “Tragedia Endogonidia” сам режиссер сравнивает со сновидением: «Есть только детали, а общий контекст отсутствует. В сновидении всегда существуют пробелы, информации недостаточно, полного понимания невозможно достичь. И здесь, как и во сне, ты знаешь — искать надо именно там, где есть пропуск».

Танец

Здесь мирно скрестили пуанты с буто, африканский танец и данс-театр. Здесь предлагают увидеть спектакли, прошедшие на ведущих мировых фестивалях совсем недавно.

Стартует танец на «Территории» и вовсе премьерой — «Вываливающимися старухами» по Хармсу и Олейникову на музыку Леонида Десятникова в постановке худрука балета Большого театра Алексея Ратманского.

Будут и две «Весны священные». Первая — француза Эдди Маалема, который в поисках собственного хореографического языка добрался аж до Нигерии. Поразившее его там сочетание нежности, страстности и агрессии Маалем стремится воплотить в спектакле, задействовав африканских танцовщиков — им нет равных в передаче упругого и изменчивого ритма музыки Стравинского. Вторая — «Охота» Теро Сааринена (на основе «Весны священной»), постановки которого, часто с использованием японского танца буто, можно принять за медитацию. Сааринен, продолжающий сам танцевать на сцене, привозит в Москву еще и спектакль «Человек в комнате», поставленный специально для него прославленной Каролин Карлсон.

А вот в постановках Алана Плателя и его “Les Ballets C. de la B.” движение — лишь равноправная часть визуальных искусств. На «Территории» Платель покажет спектакль “VSPRS”, где соединены танец, видеосъемка психиатрических больных и музыка Монтеверди.

Петр Поспелов, Александра Машукова, Анна Галайда