Статьи
Культурная диверсия
Начинается фестиваль «Территория»
Коммерсантъ-Weekend
Фестиваль «Территория» проходит уже во второй раз. Принципы его остались неизменными: «Территория» — это фестиваль, где границы между различными жанрами современного искусства признаются прозрачными. Если это театр, то такой театр, который местами похож на художественную инсталляцию. Если современный танец, то он перемешан с видео. Если симфонический концерт, то он, благодаря усилиям режиссеров, становится похож на театр и так далее. Смешение и столкновение жанров не самоцель «Территории», во главе оргкомитета которой стоит знаменитый актер и художественный руководитель Театра наций Евгений Миронов, а попытка спровоцировать ее участников, гостей и зрителей на содержательный диалог. «Главное, что все, кто участвует в „Территории“, воспринимают свое дело не как пространство музейного спокойствия, — объясняют организаторы фестиваля, — а как процесс поиска нового языка, новых тем, новых смыслов».

Кстати, именно Театр наций станет штаб-квартирой нынешнего фестиваля — 3 октября вечером на улице перед зданием театра пройдет театрализованное открытие «Территории», а в последующие две недели театр будет открыт для всех желающих — здесь пройдут дискуссии, мастер-классы знаменитых режиссеров Деклана Доннеллана и Андрея Жолдака, встречи с участниками фестиваля и вечерние концерты.

Тема нынешнего фестиваля — «Тело в городе». Ретроградам «Территория» может (а по замыслу организаторов — должна) показаться культурным «минным полем» или даже диверсией. Но если вглядеться в программу фестиваля, то его авторам следует попенять скорее на недостаток радикализма, чем на его избыток. Имена режиссеров и хореографов, приезжающих в Москву, — это первый ряд мирового фестивального рынка, классики актуального искусства. Взять хотя бы итальянского театрального еретика Ромео Кастеллуччи. Лауреат премии «Новая театральная реальность» откроет фестиваль спектаклем «Брюссель» из своего цикла “Tragedia endogonidia”. Цикл состоит из нескольких городов-спектаклей, в Москву привезут только один, но мало не покажется: «Брюссель» Кастеллуччи — зрелище, высоким напряжением бьющее по нервам публики. Красивый и жестокий спектакль, где потоки крови текут через похожую на выставочный зал сцену, люди исчезают без следа, дети играют посланцев ада, слова ничего не значат, а смысл спектакля зритель постигает не разумом или сердцем, а кожей.

Стихи иных современных поэтов тоже бьют электричеством прямо по телу. Фестиваль «Территория» решил устроить между поэтами очное состязание. Спустя почти девяносто лет после знаменитых выборов «короля поэтов» в Политехническом музее, когда Игорь Северянин победил Владимира Маяковского, фестиваль «Территория» в том же самом зале устраивает вечер «Поэтические выборы» (его режиссером будет Руслан Маликов, известный постановками современных пьес), во время которого зрители смогут выбрать нового короля из нескольких известных претендентов на престол, в числе которых Дмитрий Воденников, Елена Фанайлова, Андрей Родионов и др. Предполагается, что председателем «избиркома» станет один из культовых поэтов-шестидесятников. Кто именно, пока держится в секрете.

Концертную программу фестиваля подготовил неутомимый Теодор Курентзис. В католическом костеле Непорочного Зачатия он встанет за пульт, чтобы продирижировать уникальной ретроспективой европейского хоровой музыки — от зарождения жанра до наших дней, от «Откровений» монахини XII века Хильдегарды Бингенской до «Концерта для хора» Альфреда Шнитке. А в «Школе драматического искусства» оркестр под управлением Курентзиса исполнит произведения двух классиков современной музыки: Дьердя Куртага («Письма покойной Р. В. Трусовой») и Хельмута Лахенмана (“Zwei Gefuehle”). Кроме того, Теодор Курентзис устраивает еще и открытый мастер-класс, где прозвучит музыка Белы Бартока и «Свадебка» Стравинского.

Современный балет и танец на второй «Территории» представлены обильно, и что существеннее — знаковыми именами. 7 октября на сцене Театра Луны экс-солист Финского балета и экспериментатор с 15-летним стажем — Теро Сааринен — выступит с двумя моноспектаклями, давно завоевавшими мировую славу. «Человек в комнате» — сценический портрет абстракциониста Марка Ротко, каким его представляют себе танцовщик Теро Сааринен и хореограф Каролин Карлсон. Зажатый в стенах воображаемой комнаты под музыку Гэвина Брайерса и группы «Апокалипсис» человек-клоун ведет сбивчивый монолог, выдавливая краску из тюбика на голое тело, подпрыгивая, точно марионетка, меняя портки, как художественные стили. Текст, игра с предметами, танец, пантомима, эксцентрика — все идет в ход, когда два незаурядных автора пытаются проникнуть в человеческую и творческую природу гения. Второй моноспектакль — «Охота» — отважная и успешная попытка хореографа-танцовщика Сааринена покорить в одиночку «Весну священную» Игоря Стравинского. Никаких первочеловеков, эротических забав, растерзанных жертв в его версии нет и в помине. Герой спектакля — Лебедь. Жизнь птицы — от первых корявых переступов птенца до трагической гибели — вобрала в себя всю мощь партитуры Стравинского. Теро Сааринен использует в «Весне» все, чему научился за долгую карьеру — и японский буто, и contemporary dance, и почти классические па. Но главные его помощники — потрясающий свет и фантастическое видео. «Охота» — классический пример их всемогущества, благодаря им балетный сюжет об умирающем Лебеде превращается в метафору вселенской катастрофы.

Более традиционно — то есть эротично и брутально — «Весну священную» трактует CIE, французская компания хореографа Эдди Маалема. 8 сентября в Театриуме на Серпуховке четырнадцать чернокожих артистов в белоснежном павильоне сцены на угольно-черном полу учинят такое первобытное буйство, замешенное на современной агрессии, что в зале станет жарко, как в экваториальной Африке.

Но экзотичных гастролеров грозит потеснить местная сенсация: худрук Большого Алексей Ратманский специально для «Территории» поставил балет «Вываливающиеся старухи», вдохновившись вокальным циклом Леонида Десятникова «Любовь и жизнь поэта» на стихи Николая Олейникова и Даниила Хармса. В очереди на хореографа Ратманского, названного англичанами надеждой современной хореографии, стоят ведущие театры мира во главе с New York City Ballet. В родном Большом он и то не каждый год ставит оригинальный спектакль, а на «Территории» — мировая премьера, явный балет «для души», поставленный за 20 дней театрального отпуска. 6 сентября на Другой сцене театра «Современник» под рояль Алексея Гориболя и голос Марата Гали молодые солисты Большого во главе с самим хореографом учудят нечто несусветное: среди действующих лиц, кроме упомянутых старух, — дворник, парикмахер, туча «насекомых» и «евреев». Свой обэриутский балет Алексей Ратманский в репертуар Большого включать не намерен — так что, возможно, на «Территории» он пройдет первый и последний раз.

Татьяна Кузнецова, Павел Сигалов, 28.09.2007





СтатьиСтатьи
Copyright © 2002—2017 Центр Бенуа
benois@theatre.ru