Статьи
Прелестный имперский китч
Гастроли Большого театра в Лондоне проходят вполне успешно
Новые известия
Лондонские выступления балета Большого театра в самом разгаре. Уже позади «Корсар» и «Баядерка», сегодня заканчиваются показы «Спартака». В этом году выступления ГАБТа проходят не в «Ковент-Гардене», а на сцене театра «Колизеум». Главный музыкальный театр Британии занят: там выступает балет театра «Ла Скала». На итальянцах был аншлаг, но отклики прессы на «Спящую красавицу» из Милана оставили желать лучшего. Тем не менее переиграть конкурентов в условиях избалованного балетом и перекормленного танцами Лондона — задача не из легких. 

В Лондоне «Колизеум» имеет то же значение, что Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве. Здесь работает вторая балетная труппа Британии — Английский Национальный балет. Англичане считают, что в «Колизеуме» обитает призрак солдата Первой мировой войны, который погиб на фронте на следующий день после посещения театра. Мистика совершенно не мешает гастролям балета, как, впрочем, и политический кризис в отношениях между Британией и Россией. Лондонские VIP-персоны, как и звезды из мира искусств, не обходят «Колизеум» стороной. Если у наших чиновников могут возникнуть проблемы с британскими визами, то наши артисты балета их способны получить в любую минуту. И в то время как на одних полосах лондонских газет политические обозреватели склоняют имена Лугового и Литвиненко, на других страницах тех же изданий Россия предстает совершенно с другой стороны — через искусство.

Собрать полный зал в «Колизеуме» труднее, чем в «Ковент-Гардене». Труднее и танцевать: зал «Колизеума» больше, а сцена, наоборот, меньше, и без визуальных потерь тяжело втиснуть масштабные балеты типа «Корсара». Тем не менее зрительный зал на 2300 мест ежевечерне заполняется процентов на 90, а на сегодняшний «Спартак» все раскуплено заранее, потому что в главной партии балета во второй раз выступает Карлос Акоста — солист Королевского балета Великобритании. За первый «Спартак», показанный в понедельник, Акоста получил стоячую овацию, балетоманы в Интернете писали"все, что я могу сказать о «Спартаке» — это «вау», а рецензент газеты Independent отметил, что публика получила «добрую порцию Карлоса», который, хотя и участвовал в коммунистическом шоу в духе Лас Вегаса (так критик воспринимает балет Григоровича), но, как и вся труппа, был страстен и поражал мощью.

Британские критики активно интересуются гастролями, газеты опубликовали более двух десятков рецензий. Английские «акулы пера» имеют свои, «островные» особенности восприятия. Они ищут глубинный смысл не в танце и линии, а в сюжете, и не прощают танцовщикам и балеринам, даже самым лучшим, отсутствия драматической игры.

В газетах принято оценивать спектакли по пятибалльной системе. Пресса поставила «Корсару» и «Баядерке» много четверок, но есть отклики и с тремя. Роскошь сценографии «Корсара» дала повод назвать балет «пропагандой», но не идеологической, в стиле советских времен, а вызывающей шок «демонстрацией человеческих и финансовых ресурсов» новой России. «В современном Большом денег не считают», — пишет лондонская газета. Рецензенты восторженно оценивают танцы, не скупятся на похвалы артистам, но отмечают, что старинный балет — рыхлый и длинный и нет внятного сюжета. «Невероятно и весело», — пишет Times. «В наши дни мы привыкли к менее водянистым балетным зрелищам, нежели публика при царском режиме», — отмечает Sunday Times. Видимо, англичанам стало обидно за родного Байрона (по мотивам его «восточной» поэмы написано либретто). Одна рецензентка ехидно интересуется, сколько рахат-лукума можно съесть за время спектакля, другой критик отмечает, что на «Корсаре» пиршество так обильно, что начинает приводить к несварению. "Москва правит бал в блестящей «Баядерке», — считает Observer, но автор Telegraph формулирует впечатление от балета как «чудо из дешевки», понимая под дешевкой псевдоиндийское либретто. Политкорректных критиков возмутили и кривляющиеся в балете арапчата, хотя сами англичане несколько лет назад преспокойно показали на гастролях в России вдрызг пьяных русских — в своей версии «Лебединого озера». В итоге у рецензентов получается, что показанные балеты — китч, но прелестный и станцованный отличной труппой с имперским величием.

На сегодняшний день успех гастролей можно назвать вполне достойным. А впереди еще «Дон Кихот», «Светлый ручей» и вечер одноактных балетов.

Майя Крылова, 8.08.2007





СтатьиСтатьи
Copyright © 2002—2017 Центр Бенуа
benois@theatre.ru