Как хороши, как свежи были розы

Большой театр завершил 231-й сезон

Гала-концертов звезд Большой театр не устраивал со времен руководства Владимира Васильева. Великий танцовщик и менее удачливый худрук обожал грандиозные представления. Правда, тогда в них участвовали и солисты оперы. На этот раз оперная труппа отправилась на гастроли в Финляндию, и честь закрыть 231-й сезон была предоставлена балетным.

Собирая концерт, художественный руководитель Большого балета Алексей Ратманский лелеял мысль показать артистов в новом репертуаре. Сквозной темой представления должна была стать роза. Точнее — мини-балеты о любимом цветке балерин. Планировалось, что композицию Ролана Пети «Гибель розы» станцуют Светлана Лунькина и Артем Шпилевский, а великий балет Михаила Фокина «Видение розы» — Нина Капцова и Иван Васильев.

Однако жизнь внесла коррективы. Васильев травмировался. Шпилевский, занятый в последней премьере, не смог навестить мсье Пети в его швейцарском уединении. А поскольку маэстро выпускает свои балеты только после личного досмотра, розовые мечты худрука увяли, не распустившись. Зато пышным цветом расцвела Надежда Грачева, только что вышедшая из декретного отпуска. Ее первое появление на сцене БТ стало главным событием концерта.

Грачева — самая титулованная из прим Большого. В ролях и регалиях народную артистку России обошла только Нина Ананиашвили. Но в Москве Ананиашвили не появляется давно, предпочитая танцевать в Нью-Йорке. А вот Грачева, судя по филигранному выступлению в «Сне Раймонды», полна решимости вернуть себе Большой. 37-летняя прима по-прежнему легка, ее танец до мелочей осмыслен, а умные балерины — это то, чего катастрофически не хватает Большому балету. Худрук Ратманский, слава богу, все понимает и уже в начале сезона выпустит Грачеву в «Жизели». В ноябре Надежду ожидает новый «Корсар», и этот спектакль, безусловно, стоит смотреть.

В целом гала-концерт катился, как хорошо смазанное колесо, и по антуражу не слишком отличался от премьерного спектакля. В партере сидели банкиры, иностранцы и клакеры. На ярусах — рядовые балетоманы. В директорской ложе — Михаил Швыдкой, сразу после окончания поспешивший за кулисы. Очевидно, с поздравлениями.

На его месте я поздравила бы Светлану Захарову с Денисом Матвиенко — в па-де-де из «Дон-Кихота» пара устроила настоящий фейерверк. И фактурного Виталия Биктимирова, выросшего в отличного характерного танцовщика. А еще намекнула бы руководству на необходимость финального дефиле. Это когда все участники выходят на сцену и приветствуют зал — сначала трюками, затем поклонами. В Парижской опере, на которую БТ негласно равняется, дефиле — ритуал обязательный. Тамошняя публика видит любимцев в полном, так сказать, парадном составе. А мы чем хуже?