Статьи
Короли и капуста
Большой театр зазывает звезд и планирует урожайный конкурс оперных композиторов
Ведомости
Руководство Большого театра объявило планы на сезон 2007/08. Он весь пройдет на Новой сцене: реконструкция исторического здания идет днем и ночью, но возвращение на основную сцену ожидается только через сезон. Тем не менее обещаны две оперные премьеры, три балетные, много концертов, гастроли и конкурс на новую партитуру.

Этим летом балет Большого отправляется в Лондон, уже успешно покоренный год назад, чтобы представить шесть названий, в том числе и свеженького «Корсара». Опера же поедет в Финляндию, на фестиваль в Савонлинне, куда повезет «Бориса Годунова» и «Детей Розенталя». А следующим летом опера Десятникова поедет на фестиваль в Ригу, в компании с «Евгением Онегиным».

Грядущий московский сезон Большой откроет премьерой из золотого репертуарного списка: «Пиковую даму» Чайковского в качестве дирижера проведет Михаил Плетнев, а поставит ее режиссер Валерий Фокин, чье имя руководство связывает с традициями Мейерхольда, чье имя, в свою очередь, связано с оперой Чайковского. Германа споет Бадри Майсурадзе.

Второй оперной премьерой сезона станет «Кармен» Бизе — в оригинальной редакции, т. е. с разговорами вместо позднее сочиненных речитативов. На постановку приглашена звезда оперной режиссуры — англичанин Дэвид Паунтни, в премьерных спектаклях споют французы. Вместо Мариса Янсонса, которому врачи посоветовали разгрузить график, «Кармен» проведет Юрий Темирканов — ставший, напомним, в прошедшем сезоне главным приглашенным дирижером Большого.

Громким балетным проектом должны стать «Короли танца» — аналог концерта трех теноров, с триумфальным успехом прошедшего год назад в США. На ролях Доминго-Паваротти-Каррераса — Николай Цискаридзе, американец Итан Стифел, испанец Анхель Корейя, датчанин Йохан Кобборг, для которых поставил спектакль английский хореограф Кристофер Уилдон — пятая звезда проекта. А в Большом театре к этой компании присоединится Сергей Филин. 

Один из «Королей», воспитанник датской школы Йохан Кобборг, выпустит в Большом собственную версию легендарной «Сильфиды» датского хореографа XIX в. Августа Бурнонвиля. Этот балет еще в июне шел в Большом театре в редакции Эльзы Марианне фон Розен, но худрук труппы Алексей Ратманский считает, что редакции классических спектаклей должны регулярно обновляться, чтобы наполняться современными чувствами и идеями. Ратманский, только что сам успешно дебютировавший на «Корсаре» в роли редактора классического спектакля, 3 июля покажет собственный вариант «Пламени Парижа». С 1930-х этот балет с музыкой Бориса Асафьева в течение нескольких десятилетий был одним из главных репертуарных хитов Москвы и Ленинграда — в нем пафос истории из времен Великой французской революции находил адекватное воплощение в масштабных и эффектных танцах Василия Вайнонена. Некоторые из них до сих пор кочуют по концертам, но большая часть спектакля оказалась так же безнадежно утрачена, как балеты позапрошлого века. Поэтому возвращение «Пламени Парижа» на сцену Большого — событие исторического масштаба.

Симфонический абонемент Большого не блещет оригинальностью: много Рахманинова, Чайковский, Прокофьев, Бетховен, Дворжак, но есть «Патетическая оратория» Свиридова и «Глаголическая месса» Яначека.

Хорошая новость: «Детьми Розенталя» Десятникова, которые поддерживаются в репертуаре, Большой не закрыл тему заказов современных партитур. Теперь, с подачи Союза театральных деятелей, театр объявил конкурс на создание музыкально-драматического сочинения большой формы — будь то опера или балет. Создано оно должно быть с прицелом на детско-юношескую аудиторию и показываться будет преимущественно на утренних спектаклях. По результатам первого этапа конкурса театр намерен выдать 10 грантов по 300  000 рублей. Таким образом, появится 10 новых опер или балетов. Все они подоспеют к концу следующего, 2008 года. Лучшее произведение Большой театр поставит у себя, а оставшимися девятью могут воспользоваться другие театры России. 

Оперные конкурсы в России не проводились с незапамятных времен, и новое начинание должно стать отличным стимулом для композиторов и драматургов. Установка на детское восприятие, правда, убавляет замыслу солидности, но хорошая опера сойдет для всех: дети у нас стали взрослеть рано, а вкус взрослой аудитории, напротив, все более склоняется к детскому.

Петр Поспелов, Анна Галайда, 4.07.2007





СтатьиСтатьи
Copyright © 2002—2017 Центр Бенуа
benois@theatre.ru