Большой для маленьких

В новом сезоне главный театр страны попытается стать ближе к детям

Вчера в Большом театре рассказали о планах на предстоящий 232-й сезон. Несмотря на то, что труппа опять будет выступать исключительно на Новой сцене, сезон 2007-2008 все равно обещает быть интересным. Большой представит две оперные и три балетные премьеры, в которых будут задействованы приглашенные мастера. Кроме этого, театр попробует стать ближе к подрастающему поколению, и с этой целью руководство Большого объявило конкурс на создание музыкально-драматического произведения не для взрослых.

Будущий сезон Большой театр откроет чуть позже обычного — 5 октября премьерой оперы Чайковского «Пиковая дама». Ее репетиции уже идут полным ходом. Бразды правления отданы дирижеру Михаилу Плетневу (он отвечает за музыкальную концепцию) и художественному руководителю Александринского театра и Центра имени Мейерхольда Валерию Фокину (в его задачу входит режиссура).

Далее впервые в своей истории театр приютит оперу «Кармен» в оригинальной версии с разговорными диалогами. Поставит ее известный музыкальный режиссер Дэвид Паунтни, а за пульт оркестра встанет главный приглашенный дирижер Большого Юрий Темирканов. По сути, именно ради руководителя академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии столичный театр ввел эту новую должность, желая укрепить музыкальный дух своего оркестра питерскими кадрами. Темирканов будет задействован и в филармонической программе. Но все равно в программке будущего сезона фамилия главного приглашенного дирижера мелькает крайне редко. «Во-первых, Юрий Хатуевич будет дирижировать симфоническими концертами, — пояснил „НИ“ музыкальный руководитель Большого театра Александр Ведерников. — Во-вторых, в зависимости от его желания, возможностей и графика он также может участвовать в спектаклях текущего репертуара. В частности, мы рассчитываем, что он будет дирижировать спектаклем „Пиковая дама“. Ну и к тому же, он будет ставить „Кармен“, что на самом деле уже очень много. Поэтому нагрузки у него более чем достаточно».

Много сюрпризов приготовил и балетный цех Большого. В конце октября театр представит проект «Короли танца», который был придуман американским продюсером Сергеем Даниляном. Как сказал художественный руководитель балета Большого Алексей Ратманский, в этой постановке примут участие самые интересные представители мужского танца американской, испанской, датской и русской школ (в числе участников — Николай Цискаридзе и Сергей Филин). Проект задуман так, что у каждого танцора будет свой уникальный номер, поставленный ведущими хореографами мира. А спектакль из этой же серии Флеминга Флиндта «Урок» (Ратманский назвал его «психологическим триллером») они станцуют по очереди, и этот балет останется в программе Большого после того, как пройдет проект «Короли танца». Второй премьерой станет балет «Сильфида». Он будет представлен в обновленной версии, которую взялся сделать датчанин Йохан Кобборг, который попытается нежно смешать классику с современными эмоциями. А самым амбициозным проектом обещает стать восстановленный балет «Пламя Парижа», который уже был в репертуаре Большого до 1964 года.

В этом сезоне Большой решил повернуться лицом к детям. И ввести в репертуар постановку, которую можно было бы показывать в утренние часы. Уже объявлен конкурс на создание музыкально-драматического произведения — балета или оперы — для детей и юношества. После первого отборочного тура из претендентов на победу отберут десятку самых достойных и, обеспечив их грантами в размере 300 тыс. рублей, чтобы их «ничего не отвлекало от творческого процесса», отправят до 2010 года работать над окончательным вариантом. Лучший проект и будет удостоен права попасть в репертуар Большого театра.

И все же самым долгожданным событием должен стать въезд труппы в старое здание. Правда, произойдет это лишь в 233-м сезоне, а не ближайшей весной, как планировалось ранее. По словам генерального директора театра Анатолия Иксанова, сейчас работы ведутся в круглосуточном режиме. Труппа войдет домой только осенью 2008 года, да и то если здание не преподнесет неприятных сюрпризов. Пока же Большому ничего не остается, как скитаться по сценам Турина, Франции, Берлина, Амстердама.