Пираты XXI века

Большой блеснул вместе с Байроном и Петипа

«Корсар» Адана — самая крупномасштабная премьера Большого театра последнего времени, гран балле в трех актах с лихо закрученным сюжетом, ориентально живописными массовыми сценами, очень плотным танцевальным текстом и многочисленными пантомимами.

Сюжет «Корсара» напоминает сериал: отважный флибустьер Конрад влюблен в воспитанницу работорговца Исаака — Медору, которую ему удается украсть, ибо девушкой во что бы то ни стало хочет завладеть Сеид-паша. В ходе сложных сюжетных поворотов Медора все-таки попадает в гарем, куда под видом дервиша приходит Конрад со товарищи. Влюбленные пытаются бежать, но их ловят, а храброго корсара приговаривают к казни. В результате все заканчивается благополучно: герои воссоединяются на пиратском судне и даже остаются в живых после кораблекрушения. 

Хит про пиратов и невольниц по мотивам поэмы Байрона первым вывел на балетную сцену француз Мазилье. Его соотечественник Петипа обращался к названому произведению неоднократно. Изучением этого многоступенчатого «процесса» и занялись Алексей Ратманский с главным «знатоком старины» Юрием Бурлакой, проделав титаническую работу по восстановлению редакции 1899 года. Петербургским художником Еленой Зайцевой по эскизам Евгения Пономарева были воссозданы редкой красоты костюмы. Парижская Опера предоставила оригинальную музыкальную партитуру, в Гарвардском университете были найдены записи, сохранившие хореографию Петипа и текст пантомим. То, что не было обнаружено, досочинялось Ратманским, обладающим тонким чувством стиля и даром погружаться в атмосферу различных эпох. Поставленные им фрагменты практически неотличимы от подлинной хореографии Петипа. А реконструированные эпизоды как наслоение пластов позволяют изучать историю балета, включая и знаменитое позднее (1914-1915 годов) па-де-де, вошедшее в спектакль.

Возможно, романтический балет и получился барочно перегруженным, что, впрочем, не противоречит спектаклю XIX века, выполняющему всевозможные функции: от развлекательных до просветительских. 

Классика классик, номер «Оживленный сад» — здесь абсолютно безупречен по изысканности цветовой бело-розовой гаммы и совершенству танцевальных композиций зрелого Петипа, объединившего на сцене 68 исполнителей — фигурантов, детей, кордебалет, солистов и даже прима-балерину. Премьеру станцевала Светлана Захарова, точно и органично существующая в эстетике «старого» балета, где важно продемонстрировать мастерство балерины-виртуозки. Под стать ей - Денис Матвиенко (Конрад), хорошо справлявшийся не только с обязанностями партнера, но и с требующими от него отличного прыжка и вращения вариациями. Новый «Корсар» вообще дает богатый материал исполнителям всех рангов. А зрителей всех категорий не сможет не впечатлить почти кинематографическая сцена кораблекрушения!